Памятка для педагогов
«Педагог и родители учащихся: правила бесконфликтного эффективного взаимодействия»
Для налаживания контакта с родителями учащихся, педагогу необходимо придерживаться следующих правил:
Правило 1. Не стремитесь во что бы то ни стало отстаивать собственную позицию. Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять собственное мнение. Если беседа с родителями происходит таким образом, то, возможно, учителю и удастся организовать совместную деятельность, а возможно - и нет. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда учитель докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка. Другими словами, основная цель беседы учителя с вызванными в школу родителями трудного ученика состоит не в том, чтобы упрочить свое
доминирующее положение и доказать какой плохой у них ребенок, а в том, чтобы, объединить усилия школы и семьи.
Правило 2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика.
Не «переходите» на личности. Положительных результатов беседы учителя с родителями не достичь, если они начнут обсуждать черты характера ребенка, а закончат «дискуссией» относительно личностных особенностей друг друга. Разговор увязнет во взаимных упреках, обвинениях, подозрениях и стороны разойдутся врагами. В итоге учитель окончательно лишиться поддержки родителей и ему ничего не остается, как прибегнуть к административным мерам воздействия.
Чтобы избежать плачевного результата, направьте беседу на обсуждение проблем воспитания. Сформулируйте перед родителями ваш педагогический "диагноз" учебной деятельности и поведения их ребенка: по каким объективным и субъективным причинам он плохо учится и нарушает дисциплину, что можно сделать, чтобы улучшить положение.
Если ребенок запустил учебный материал, обсудите с родителями, как ему помочь подтянуться; если подросток плохо ведет себя на уроке потому, что он постоянно самоутверждается и демонстрирует свою «смелость» пред одноклассниками – предложите родителям поискать социально приемлемые формы деятельности, в которых их сын смог бы удовлетворить свою потребность в самоутверждении (спорт, подработка, художественная самодеятельность).
Продумайте с родителями и другие возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.
Правило 3. Учитывайте личные интересы родителей. Очень часто в беседе с родителями учитель требует, чтобы, они резко активизировали свое участие в воспитании ребенка, например, он советует, чтобы мать ушла с работы, или перешла на полставки и целиком посвятила себя воспитанию ребенка. Или предлагается, чтобы отец забросил все свои увлечения и занялся ребенком. В какой-то степени эти требования обоснованы, но вряд ли можно всерьез надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с учителем мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они искренне этого хотят, но считают, что время потеряно и у них ничего не получиться. Гораздо лучше, если учитель признает право родителей на интересную и содержательную жизнь, но предлагает привлечь к своим занятиям ребенка: можно брать сына на рыбалку, на художественные выставки в театр. Вообще посоветуйте родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами, чинить машину, строить дачу, делать ремонт в квартире, ухаживать за больной бабушкой и т. д.
Правило 4. Ищите варианты. Случается так, что на беседу с вами приходят отец и мать, не имеющие никаких увлечений и интересных занятий. В этом случае ваша задача состоит в том, чтобы предложить им культурные формы их совместной деятельности с детьми либо в школе, либо вне ее. Заинтересуйте родителей в том, чтобы дети проводили с ними как можно больше времени.
Правило 5. «Не верьте генетике». К сожалению, учителя часто говорят так: «Разве этот ученик будет хорошо учиться и прилично себя вести в школе, ведь у него родители… (пьяницы, сидят в тюрьме и т. п.)». Разумеется, влияние наследственных особенностей и семейных условий на формирование характера и способностей ребенка огромно. Но это влияние не безгранично. Каждый учитель, опираясь на свой опыт, может рассказать о случаях, когда из «плохой» семьи выходил «хороший» ребенок. И, наоборот, из «хорошей» - «плохой». Если с первого класса в школе относится как к ребенку «из плохой семьи», то он действительно начинает плохо учиться и нарушать дисциплину. И наоборот, удается выровнять успеваемость и поведение ребенка «из плохой семьи» при положительном, подкрепляющем отношении к нему учителя.
Правило 6. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
Ваша беседа с вызванными в школу родителями трудного ученика пройдет успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противостояния и конфронтации с ними. Во-вторых, если вы смогли удержаться от упреков и обвинений. В-третьих, если вы удачно сформулируете проблему воспитания, и родители поняли и приняли формулировку. И, в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия. Следовательно, с полным основанием вы можете испытать профессиональное удовлетворение после разговора с родителями. Вы сумели объединиться с ними против общего «врага» воспитательной проблемы, разработать план конкретных действий.