Советы психолога

Памятка для педагогов

«Педагог и родители учащихся: правила бесконфликтного эффективного взаимодействия»

 

Для налаживания контакта с родителями учащихся, педагогу необходимо придерживаться следующих правил:

Правило 1. Не стремитесь во что бы то ни стало отстаивать собственную позицию. Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять собственное мнение. Если беседа с родителями происходит таким образом, то, возможно, учителю и удастся организовать совместную деятельность, а возможно - и нет. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда учитель докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка. Другими словами, основная цель беседы учителя с вызванными в школу родителями трудного ученика состоит не в том, чтобы упрочить свое

доминирующее положение и доказать какой плохой у них ребенок, а в том, чтобы, объединить усилия школы и семьи.

Правило 2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика.

Не «переходите» на личности. Положительных результатов беседы учителя с родителями не достичь, если они начнут обсуждать черты характера ребенка, а закончат «дискуссией» относительно личностных особенностей друг друга. Разговор увязнет во взаимных упреках, обвинениях, подозрениях и стороны разойдутся врагами.  В итоге учитель окончательно лишиться поддержки родителей и ему ничего не остается, как прибегнуть к административным мерам воздействия.

Чтобы избежать плачевного результата, направьте беседу на обсуждение проблем воспитания. Сформулируйте перед родителями ваш педагогический "диагноз" учебной деятельности и поведения их ребенка: по каким объективным и субъективным причинам он плохо учится и нарушает дисциплину, что можно сделать, чтобы улучшить положение.

Если ребенок запустил учебный материал, обсудите с родителями, как ему помочь подтянуться; если подросток плохо ведет себя на уроке потому, что он постоянно самоутверждается и демонстрирует свою «смелость» пред одноклассниками – предложите родителям поискать социально приемлемые формы деятельности, в которых их сын смог бы удовлетворить свою потребность в самоутверждении (спорт, подработка, художественная самодеятельность).

Продумайте с родителями и другие возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.

Правило 3. Учитывайте личные интересы родителей. Очень часто в беседе с родителями учитель требует, чтобы, они резко активизировали свое участие в воспитании ребенка, например, он советует, чтобы мать ушла с работы, или перешла на полставки и целиком посвятила себя воспитанию ребенка. Или предлагается, чтобы отец забросил все свои увлечения и занялся ребенком. В какой-то степени эти требования обоснованы, но вряд ли можно всерьез надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с учителем мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они искренне этого хотят, но считают, что время потеряно и у них ничего не получиться. Гораздо лучше, если учитель признает право родителей на интересную и содержательную жизнь, но предлагает привлечь к своим занятиям ребенка: можно брать сына на рыбалку, на художественные выставки в театр. Вообще посоветуйте родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами, чинить машину, строить дачу, делать ремонт в квартире, ухаживать за больной бабушкой и т. д.

Правило 4. Ищите варианты. Случается так, что на беседу с вами приходят отец и мать, не имеющие никаких увлечений и интересных занятий. В этом случае ваша задача состоит в том, чтобы предложить им культурные формы их совместной деятельности с детьми либо в школе, либо вне ее. Заинтересуйте родителей в том, чтобы дети проводили с ними как можно больше времени.

Правило 5. «Не верьте генетике». К сожалению, учителя часто говорят так: «Разве этот ученик будет хорошо учиться и прилично себя вести в школе, ведь у него родители… (пьяницы, сидят в тюрьме и т. п.)». Разумеется, влияние наследственных особенностей и семейных условий на формирование характера и способностей ребенка огромно. Но это влияние не безгранично. Каждый учитель, опираясь на свой опыт, может рассказать о случаях, когда из «плохой» семьи выходил «хороший» ребенок. И, наоборот, из «хорошей» - «плохой». Если с первого класса в школе относится как к ребенку «из плохой семьи», то он действительно начинает плохо учиться и нарушать дисциплину. И наоборот, удается выровнять успеваемость и поведение ребенка «из плохой семьи» при положительном, подкрепляющем отношении к нему учителя.

Правило 6. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

Ваша беседа с вызванными в школу родителями трудного ученика пройдет успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противостояния и конфронтации с ними. Во-вторых, если вы смогли удержаться от упреков и обвинений. В-третьих, если вы удачно сформулируете проблему воспитания, и родители поняли и приняли формулировку. И, в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия. Следовательно, с полным основанием вы можете испытать профессиональное удовлетворение после разговора с родителями. Вы сумели объединиться с ними против общего «врага» воспитательной проблемы, разработать план конкретных действий.

Советы и рекомендации для педагогов по повышению учебной мотивации учащихся

30.03.2024
домашнее задание
развернуть

Представьте себе мир, в котором ученики спешат домой, чтобы поскорее приступить к выполнению домашнего задания. Они не пропускают ваши занятия, вовремя сдают работы и с нетерпением ждут очередной порции «домашки»…

Нет, это не параллельная реальность и не идеальная школа. Это всего лишь правильная мотивация и креативный подход. 

Домашнее задание — это то, чего не любит подавляющее большинство учеников. Ответы на однотипные вопросы, решение задач, составление предложений — что может быть скучнее этой рутины? И всё это повторяется из года в год! Неудивительно, что многим ученикам просто не интересно делать «домашку».

Но задания ведь не обязательно должны быть скучными! Существует множество идей, которые помогут вам мотивировать учеников выполнять домашнее задание. 

Мы придумали целых 7 таких способов: 

  1. Предложите выбор

Предоставляйте ученикам свободу выбора всякий раз, когда это возможно. Нужно написать сочинение? Предложите список тем и дайте ребятам возможность самостоятельно решить, о чём писать.

Из нескольких вариантов ученик наверняка сможет выбрать тот, который наиболее соответствует его собственным интересам, а вероятность списать у соседа будет минимальной.

 

  1. Поощряйте творчество

Иногда творческие проекты становятся прекрасными мотиваторами и делают рутинные задания мега интересными для учеников.

Попросите ребят выполнить домашнее задание в любой форме, будь то рисованный комикс, стихотворение, рассказ, или маленький скетч, который можно показать в классе.

Придумайте задание, которое дети будут выполнять с удовольствием — и вы откроете своих учеников с абсолютно другой стороны. Поверьте, они будут из кожи вон лезть, чтобы впечатлить вас и своих одноклассников.

 

  1. Персонализируйте задания

Сделать обучение персональным — это ещё один способ повысить интерес учеников к «домашке». Ребятам будет гораздо интереснее выполнять домашнее задание, которое что-то для них значит.  

Дайте учащимся возможность связать реальную жизнь и личные интересы с тем, что они изучают и их мотивация буквально взлетит до небес.

 

  1. Учитывайте интересы учеников

Как заинтересовать учеников «домашкой»? Включите в неё то, что они уже знают! К примеру, если большая часть вашего класса занимается спортом — придумайте как интегрировать спорт в ваши задания.

Если домашнее задание повышает навык, который очень важен для ученика, то он приложит максимум усилий, чтобы выполнить его качественно и в срок.

 

  1. Задавайте групповые проекты

Многие ученики обожают работать над заданиями в парах или группах. Такие задачи способствуют творчеству, а также развивают навыки общения и работы в команде. 

Коллективный проект — это отличный способ дать ученикам возможность проявить себя. Дети с большей вероятностью получат удовольствие от выполнения такого задания, и будут более сфокусированными в классе — особенно, при просмотре проектов своих одноклассников.

 

  1. Заставьте учеников думать

Позвольте учащимся делать «открытия», выполняя домашние задания. Дайте им возможность мыслить самостоятельно, исследовать различные идеи и извлекать информацию из других ресурсов. 

Нестандартные задания способствуют развитию критического мышления и станут отличными мотиваторами для учеников.

Пусть проявят креативность и попробуют добавить какой-нибудь элемент к вашему заданию — и скучная «домашка» превратится в захватывающий творческий проект.

 

  1. Связывайте задания с реальной жизнью

Практические задания, связанные с реальным миром, побуждают в учениках естественный интерес. Используйте на уроках как можно больше ситуаций из жизни и подкрепляйте этот опыт соответствующим домашним заданием.

Допустим, вы разбираете судебную систему на уроке правоведения. Организуйте судебный процесс, в котором ученики будут юристами, судьями, истцами и ответчиками. Чем лучше они подготовятся — тем больше у них будет шансов выиграть процесс.

Повысить интерес учащихся к домашнему заданию можно разными способами, нужно только найти подходящую методику и проявить немного фантазии.

 

 

Советы и рекомендации для педагогов по повышению учебной мотивации учащихся

Современные психологи и педагоги считают, что главная задача состоит в том, чтобы развивать и вызывать у учащихся любознательность - причину познавательного интереса.

Учитель может использовать для этого различные приемы и техники.

 

1 – Создавайте ситуации успеха через выполнение заданий, посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

2 – Помните, что очень важен положительный эмоциональный настрой через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

3 – Используйте во время урока рефлексию через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов. Например, "Почему было трудно?", "Что открыли, узнали нового на уроке?".

 

4 – Помните, что интерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения.

 

5 - Предоставляйте частичную свободу выбора (не в ущерб знаниям).

 

6 – Помните, что значительно повышают учебную мотивацию: занимательность, необычное начало урока, использование музыкальных фрагментов, игровых и соревновательных форм, юмористических фраз и расслабляющих минуток.

 

7 – Не наказывайте за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

 

8 – Самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Научите учеников разбираться в том, что им непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы каждый ученик смог самостоятельно их сделать. Если он в каком-то виде деятельности достиг мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

 

9 – Помните, что рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

 

10 – Сотрудничайте на уроке через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование.

 

11 – Старайтесь на уроках учитывать запросы, интересы и устремления детей. Применяйте новые информационные технологии.

 

12 – Ставьте оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводите забытое понятие поурочного балла.

 

13 – По возможности старайтесь на уроке чаще обращаться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

 

14 – Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным. Гордитесь достижениями ребенка в любой деятельности.

 

15 – Постоянно и целенаправленно занимайтесь развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстроты реакций, всех видов памяти, внимания, воображения и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.

 

16 – Создавайте ситуации успеха через выполнение заданий, посильных для всех учащихся, с опорой на старые знания.

 

17 – Старайтесь, когда возможно, интегрировать знания, связывая темы своего предмета, как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор.

 

18 – Преподносите содержание учебного материала так, чтобы это было интересно. Старайтесь, если возможно, преподносить материал в необычной форме.

 

19 – Старайтесь создавать положительный эмоциональный настрой через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

 

20 – Включайте учащихся в коллективную деятельность через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы работы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, используя приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.

 

21 – Выясните, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработайте с проблемными сторонами личности учащегося. При необходимости обратитесь за помощью к школьному психологу.

 

22 – Помните, что для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).

 

23 – Создавайте атмосферу энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Уважайте личность каждого ребенка.

И у вас всё получится!

 

свернуть