Родительские университеты

Положение о родительском университете

ПОЛОЖЕНИЕ

О РОДИТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «Средняя школа № 30 имени Д.Б.Гвишиани г.Бреста»

 

Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными правовыми документами Министерства образования Республики Беларусь по организации взаимодействия учреждений общего среднего образования с семьей.

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.

1.5. Работу родительского университета организует заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный, привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.

1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе либо, в случае его отсутствия, председатель учебно-методического объединения классных руководителей.

  1. Цели, задачи и направления деятельности университета, ступени реализации и формы проведения занятий

2.1. Целью создания родительского университета является

создание условий, способствующих психолого-педагогическому  просвещению родителей в области воспитания и развития детей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

2.2. Задачи:

построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;

организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);

повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;

пропагандировать позитивный образ семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;

содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;

формировать ценностно-смысловые основы родительства;

актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;

обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2.3. Основные направления деятельности родительского университета:

организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

гражданское: о путях развития образования, школы.

консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;

научно-методическое: обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;

организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;

построение системы распространения эффективного педагогического опыта;

трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения.

2.4. Три ступени в реализации родительского университета

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

2.5. Формы проведения занятий

традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

  1. Условия, порядок создания и управление родительским университетом

3.1. Условия создания родительского университета:

создается на базе ГУО «Средняя школа №30 имени Д.Б.Гвишиани г.Бреста»;

координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе либо, в случае его отсутствия, председатель учебно-методического объединения классных руководителей;

реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;

периодичность проведения родительского университета не реже четырех раз в учебный год (один раз в 2 месяца);

для проведения родительских университетов могут быть использованы необходимые для обеспечения его деятельности следующие помещения: учебные кабинеты, компьютерные классы, методические кабинеты, библиотеки и др.;

классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы;

родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации – в дистанционной форме;

на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет» для последующего размещения тематической информации в рамках родительского университета.

3.2. Координатор родительского университета:

координирует деятельность родительского университета;

осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-психологами;

ведет в установленном порядке документацию и предоставляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета.

3.3.  В целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

3.4. Родительский университет реализуется на основании программы, подготовленной учеными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

3.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.

3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.

3.7. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

  1. Документация

Положение о родительском университете;

план работы на учебный год;

методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).

  1. Ожидаемые результаты

5.1. Активизация родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений, развитие социально-педагогического партнерства семьи и учреждения образования;

5.2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей), создание благоприятных условий для воспитания и развития детей в семье.

  1. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке. 

 

свернуть

План работы Родительского университета

План работы

Родительского университета

государственного учреждения образования 

«Средняя школа № 30 имени Д.Б.Гвишиани г.Бреста»

на 2023/2024 учебный год

 

Тема, форма проведения

Класс

Ответственный

СЕНТЯБРЬ

Практикум «Адаптация учащихся 

в  1 классе»

классные руководители 

I классов, педагог-психолог

Круглый стол «Возрастные психофизиологические особенности учащихся IV классов»

IV

классные руководители 

IV классов

Практикум «Адаптация ребенка

в  новом коллективе. Трудности адаптации пятиклассников к школе»

V

классные руководители 

V классов

Консультация «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи»

VI

классные руководители VI классов, педагог социальный

Беседа «Психологические и физиологические особенности семиклассников»

VII

классные руководители 

VII классов

Диспут «Портрет современного подростка. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе»

IX

классные руководители IX классов

ОКТЯБРЬ

Вебинар «Как родители могут помочь ребенку учиться»

II

классные руководители II классов 

Лекция «Значение школьной отметки в жизни ребёнка»

III

классные руководители 

III классов

Психологический тренинг

«Жизненные цели подростков. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей»

VIII

классные руководители VIII классов, педагог-психолог

Лекция «Здоровье – это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. »

X

классные руководители X классов

Семинар-практикум

«Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?»

XI

педагог-психолог, классные руководители XI классов

НОЯБРЬ

 Практикум «Режим дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника»

I

классные руководители I классов

Семинар-практикум

«Ребенок среди сверстников. Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника»

V

классные руководители V классов, педагог-психолог

Беседа «Профилактика правонарушений подростков. Факторы и причины правонарушений»

VII

классные руководители VII классов, педагог социальный

Беседа «Агрессия её причины и последствия»

IX

классные руководители IX классов, педагог-психолог

Дискуссия 

«Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви»

X

классные руководители X классов, педагог-психолог

ДЕКАБРЬ

Конференция 

«Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе»

II

классные руководители II классов, медицинский работник

Лекция «Психологические и физиологические особенности третьеклассников»

III

педагог-психолог,

классные руководители III классов

Круглый стол «Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся»

IV

классные руководители 

IV классов

Психологический тренинг «Профилактика проблемного поведения подростков. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков»

VI

педагог-психолог, классные руководители VI классов

Конференция «Как уберечь подростка от насилия. Профилактика основных рисков»

VIII

классные руководители VIII классов, педагог-психолог, педагог социальный

Круглый стол

«Как уберечь ребенка от зависимостей?»

XI

классные руководители XI классов, педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних

Социальная гостиная для родителей «Признаки употребления  психоактивных  веществ, профилактика наркомании»

VII-XI

педагог-психолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних

ЯНВАРЬ

Круглый стол «Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка»

I

классные руководители I классов

Беседа «Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни»

III

классные руководители III классов, педагог социальный, медицинский работник

Лекторий для родителей «Семейное благополучие»

I -VI

педагог социальный, педагог-психолог,

инспектор по делам несовершеннолетних

Консультация для родителей «Мой взрослеющий ребенок»

VII-XI

педагог-психолог, педагог социальный

ФЕВРАЛЬ

Психологический тренинг «Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие»

II

классные руководители II классов, педагог-психолог, педагог социальный

Семинар-практикум «Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры»

IV

классные руководители 

IV классов, педагог-психолог

Круглый стол «Ваш ребенок вырос. Трудности и риски младшего подросткового возраста»

V

классные руководители V классов, педагог социальный, педагог-психолог

Конференция «Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста»

VII

классные руководители VII классов, педагог -психолог

Лекция «Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять»

IX

классные руководители IX классов, педагог-психолог, педагог социальный

Беседа «Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья»

X

классные руководители X классов, педагог-психолог, медицинский работник

МАРТ

Семинар-практикум «Безопасность подростков в сети Интернет. Профилактика интернет-рисков»

VI

классные руководители VI классов, педагог-психолог, педагог социальный

Беседа «Осторожно: суицид. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения»

VIII

педагог-психолог, социальный педагог,

классные руководители VIII классов

Круглый стол «Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина»

XI

классные руководители XI классов, педагог-психолог, педагог социальный

АПРЕЛЬ

Семинар-практикум «Положительные эмоции в жизни школьника»

I

педагог-психолог, классные руководители I классов

Психологический тренинг «Эффективное общение в семье – залог успеха школьника»

III

классные руководители III классов, педагог-психолог, педагог социальный,

Беседа «Как повысить учебную мотивацию подростков. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать»

VII

классные руководители VII классов, педагог -психолог

Конференция «Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию»

IX

классные руководители IX классов, педагог-психолог

Круглый стол «Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?»

X

классные руководители X классов, педагог-психолог

МАЙ

Мастер-класс «Трудовое воспитание детей в семье. Как научить современного ребенка трудиться»

II

классные руководители

II классов, педагог-психолог

Круглый стол «Книги в жизни школьника. Как сохранить любовь к книге в современном мире»

IV

классные руководители 

IV классов

Дискуссия «Меры наказания и поощрения в современной семье»

V

классные руководители V классов, педагог социальный

Конференция «Организация летнего отдыха подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период»

VI

классные руководители VI классов, педагог социальный

Круглый стол «Культура поведения в конфликтных ситуациях»

VIII

педагог-психолог, социальный педагог,

классные руководители VIII классов

Семинар-практикум «Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса»

XI

классные руководители XI классов, педагог-психолог

 

свернуть

Тематика консультаций для родителей учащихся I-IV классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

1

Психологические особенности младших школьников

Развитие памяти и внимания младших школьников

Мотивы учения младших школьников

Отношения в семье как основа взаимопонимания

Поощрение и наказание детей в семье

Леворукий ребенок в школе

педагог-психолог, классный руководитель,

педагог социальный

2

Воспитание вежливости

Профилактика жестокого обращения с детьми

Как на самом деле любить своих детей?

Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях

Роль отца в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка

Семейные традиции ценности в воспитании детей

Учение с увлечением

классный руководитель, педагог-психолог,

педагог социальный

3

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение

Как выявить и развить способности детей?

Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей

Как помочь ребенку стать внимательнее?

Как привить ребенку любовь к чтению?

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

педагог-психолог, классный руководитель,

педагог социальный

4

Агрессивное поведение: как помочь ребенку?

Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем

Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

Интеллектуальное развитие ребенка

Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей

Организация свободного времени детей в период летних каникул

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

инспектор по делам несовершеннолетних

свернуть

Тематика консультаций для родителей учащихся V-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

5

Мой ребенок становится подростком

Психологические особенности младших подростков

Ребенок в коллективе сверстников

Межличностное общение подростков

Отношения в семье

Компьютерные игры: польза или вред?

Вопросы дисциплины

Ответственность родителей за воспитание детей

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

инспектор по делам несовершеннолетних

6

Роль отца и матери в воспитании ребенка

Как научить учиться с удовольствием?

Школьные конфликты

Трудности переходного возраста

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Трудовое воспитание в семье

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

инспектор по делам несовершеннолетних

7

Ваш любимый неидеальный ребенок

Подростковый возраст: проблемы полового созревания

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте

Как помочь ребенку стать взрослым?

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми

Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель,

 

8

Как научиться понимать и принимать подростка?

О родительском авторитете

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

Подросток в социальных сетях: что делать?

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

Домашняя работа: удовольствие или наказание?

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?

педагог-психолог,

педагог социальный,

классный руководитель

9

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

Как помочь подростку в выборе профессии?

Как научить детей распоряжаться деньгами?

Свободное время и его значение в формировании личности подростка

Интернет-зависимость: пути преодоления

Организация свободного времени детей в период летних каникул

Ответственное родительство – залог благополучия семьи

классный руководитель,

педагог социальный,

педагог-психолог,

инспектор по делам несовершеннолетних

 

свернуть

Тематика консультаций для родителей учащихся X-XI классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

10

Психофизиологические особенности десятиклассников

Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания

Личное ли это дело – личное счастье?

Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников

Кем быть и каким быть?

Организация досуга старшеклассников

Особенности здоровья и физического развития старшеклассника

Режим учебного и физического труда, личная гигиена

классный руководитель,

педагог социальный,

педагог-психолог

11

Трудности личностного роста и их влияние на обучение

Научная организация учебного труда старшеклассников

Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников

Закон и ответственность несовершеннолетних

Формирование здорового образа жизни

Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе

Самореализация личности

педагог-психолог,

классный руководитель,

педагог социальный,

инспектор по делам несовершеннолетних

 

свернуть