Родительские университеты
Положение о родительском университете
ПОЛОЖЕНИЕ
О РОДИТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «Средняя школа № 30 имени Д.Б.Гвишиани г.Бреста»
Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативными правовыми документами Министерства образования Республики Беларусь по организации взаимодействия учреждений общего среднего образования с семьей.
- Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году» и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.
1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.
1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.
1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.
1.5. Работу родительского университета организует заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный, привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.
1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе либо, в случае его отсутствия, председатель учебно-методического объединения классных руководителей.
- Цели, задачи и направления деятельности университета, ступени реализации и формы проведения занятий
2.1. Целью создания родительского университета является
создание условий, способствующих психолого-педагогическому просвещению родителей в области воспитания и развития детей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».
2.2. Задачи:
построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;
организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);
повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;
пропагандировать позитивный образ семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;
содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;
формировать ценностно-смысловые основы родительства;
актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2.3. Основные направления деятельности родительского университета:
организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
гражданское: о путях развития образования, школы.
консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;
научно-методическое: обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;
построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения.
2.4. Три ступени в реализации родительского университета
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
2.5. Формы проведения занятий
традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
- Условия, порядок создания и управление родительским университетом
3.1. Условия создания родительского университета:
создается на базе ГУО «Средняя школа №30 имени Д.Б.Гвишиани г.Бреста»;
координирует деятельность родительского университета заместитель директора по воспитательной работе либо, в случае его отсутствия, председатель учебно-методического объединения классных руководителей;
реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;
за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;
периодичность проведения родительского университета не реже четырех раз в учебный год (один раз в 2 месяца);
для проведения родительских университетов могут быть использованы необходимые для обеспечения его деятельности следующие помещения: учебные кабинеты, компьютерные классы, методические кабинеты, библиотеки и др.;
классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы;
родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации – в дистанционной форме;
на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет» для последующего размещения тематической информации в рамках родительского университета.
3.2. Координатор родительского университета:
координирует деятельность родительского университета;
осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-психологами;
ведет в установленном порядке документацию и предоставляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета.
3.3. В целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.
3.4. Родительский университет реализуется на основании программы, подготовленной учеными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.
3.5. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.
3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.
3.7. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.
- Документация
Положение о родительском университете;
план работы на учебный год;
методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).
- Ожидаемые результаты
5.1. Активизация родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений, развитие социально-педагогического партнерства семьи и учреждения образования;
5.2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей), создание благоприятных условий для воспитания и развития детей в семье.
- Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение
6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.
План работы Родительского университета
План работы
Родительского университета
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 30 имени Д.Б.Гвишиани г.Бреста»
на 2023/2024 учебный год
Тема, форма проведения |
Класс |
Ответственный |
СЕНТЯБРЬ |
||
Практикум «Адаптация учащихся в 1 классе» |
I |
классные руководители I классов, педагог-психолог |
Круглый стол «Возрастные психофизиологические особенности учащихся IV классов» |
IV |
классные руководители IV классов |
Практикум «Адаптация ребенка в новом коллективе. Трудности адаптации пятиклассников к школе» |
V |
классные руководители V классов |
Консультация «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи» |
VI |
классные руководители VI классов, педагог социальный |
Беседа «Психологические и физиологические особенности семиклассников» |
VII |
классные руководители VII классов |
Диспут «Портрет современного подростка. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе» |
IX |
классные руководители IX классов |
ОКТЯБРЬ |
||
Вебинар «Как родители могут помочь ребенку учиться» |
II |
классные руководители II классов |
Лекция «Значение школьной отметки в жизни ребёнка» |
III |
классные руководители III классов |
Психологический тренинг «Жизненные цели подростков. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей» |
VIII |
классные руководители VIII классов, педагог-психолог |
Лекция «Здоровье – это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. » |
X |
классные руководители X классов |
Семинар-практикум «Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?» |
XI |
педагог-психолог, классные руководители XI классов |
НОЯБРЬ |
||
Практикум «Режим дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника» |
I |
классные руководители I классов |
Семинар-практикум «Ребенок среди сверстников. Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника» |
V |
классные руководители V классов, педагог-психолог |
Беседа «Профилактика правонарушений подростков. Факторы и причины правонарушений» |
VII |
классные руководители VII классов, педагог социальный |
Беседа «Агрессия её причины и последствия» |
IX |
классные руководители IX классов, педагог-психолог |
Дискуссия «Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви» |
X |
классные руководители X классов, педагог-психолог |
ДЕКАБРЬ |
||
Конференция «Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе» |
II |
классные руководители II классов, медицинский работник |
Лекция «Психологические и физиологические особенности третьеклассников» |
III |
педагог-психолог, классные руководители III классов |
Круглый стол «Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся» |
IV |
классные руководители IV классов |
Психологический тренинг «Профилактика проблемного поведения подростков. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков» |
VI |
педагог-психолог, классные руководители VI классов |
Конференция «Как уберечь подростка от насилия. Профилактика основных рисков» |
VIII |
классные руководители VIII классов, педагог-психолог, педагог социальный |
Круглый стол «Как уберечь ребенка от зависимостей?» |
XI |
классные руководители XI классов, педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних |
Социальная гостиная для родителей «Признаки употребления психоактивных веществ, профилактика наркомании» |
VII-XI |
педагог-психолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних |
ЯНВАРЬ |
||
Круглый стол «Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка» |
I |
классные руководители I классов |
Беседа «Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни» |
III |
классные руководители III классов, педагог социальный, медицинский работник |
Лекторий для родителей «Семейное благополучие» |
I -VI |
педагог социальный, педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних |
Консультация для родителей «Мой взрослеющий ребенок» |
VII-XI |
педагог-психолог, педагог социальный |
ФЕВРАЛЬ |
||
Психологический тренинг «Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие» |
II |
классные руководители II классов, педагог-психолог, педагог социальный |
Семинар-практикум «Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры» |
IV |
классные руководители IV классов, педагог-психолог |
Круглый стол «Ваш ребенок вырос. Трудности и риски младшего подросткового возраста» |
V |
классные руководители V классов, педагог социальный, педагог-психолог |
Конференция «Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста» |
VII |
классные руководители VII классов, педагог -психолог |
Лекция «Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять» |
IX |
классные руководители IX классов, педагог-психолог, педагог социальный |
Беседа «Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья» |
X |
классные руководители X классов, педагог-психолог, медицинский работник |
МАРТ |
||
Семинар-практикум «Безопасность подростков в сети Интернет. Профилактика интернет-рисков» |
VI |
классные руководители VI классов, педагог-психолог, педагог социальный |
Беседа «Осторожно: суицид. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения» |
VIII |
педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители VIII классов |
Круглый стол «Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина» |
XI |
классные руководители XI классов, педагог-психолог, педагог социальный |
АПРЕЛЬ |
||
Семинар-практикум «Положительные эмоции в жизни школьника» |
I |
педагог-психолог, классные руководители I классов |
Психологический тренинг «Эффективное общение в семье – залог успеха школьника» |
III |
классные руководители III классов, педагог-психолог, педагог социальный, |
Беседа «Как повысить учебную мотивацию подростков. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать» |
VII |
классные руководители VII классов, педагог -психолог |
Конференция «Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию» |
IX |
классные руководители IX классов, педагог-психолог |
Круглый стол «Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?» |
X |
классные руководители X классов, педагог-психолог |
МАЙ |
||
Мастер-класс «Трудовое воспитание детей в семье. Как научить современного ребенка трудиться» |
II |
классные руководители II классов, педагог-психолог |
Круглый стол «Книги в жизни школьника. Как сохранить любовь к книге в современном мире» |
IV |
классные руководители IV классов |
Дискуссия «Меры наказания и поощрения в современной семье» |
V |
классные руководители V классов, педагог социальный |
Конференция «Организация летнего отдыха подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период» |
VI |
классные руководители VI классов, педагог социальный |
Круглый стол «Культура поведения в конфликтных ситуациях» |
VIII |
педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители VIII классов |
Семинар-практикум «Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса» |
XI |
классные руководители XI классов, педагог-психолог |
Тематика консультаций для родителей учащихся I-IV классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
1 |
Психологические особенности младших школьников Развитие памяти и внимания младших школьников Мотивы учения младших школьников Отношения в семье как основа взаимопонимания Поощрение и наказание детей в семье Леворукий ребенок в школе |
педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный |
2 |
Воспитание вежливости Профилактика жестокого обращения с детьми Как на самом деле любить своих детей? Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях Роль отца в воспитании ребенка Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка Семейные традиции ценности в воспитании детей Учение с увлечением |
классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный |
3 |
Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение Как выявить и развить способности детей? Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей Как помочь ребенку стать внимательнее? Как привить ребенку любовь к чтению? Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? |
педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный |
4 |
Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка Интеллектуальное развитие ребенка Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей Организация свободного времени детей в период летних каникул |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних |
Тематика консультаций для родителей учащихся V-IX классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
5 |
Мой ребенок становится подростком Психологические особенности младших подростков Ребенок в коллективе сверстников Межличностное общение подростков Отношения в семье Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины Ответственность родителей за воспитание детей |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних |
6 |
Роль отца и матери в воспитании ребенка Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты Трудности переходного возраста Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? Трудовое воспитание в семье |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних |
7 |
Ваш любимый неидеальный ребенок Подростковый возраст: проблемы полового созревания Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях: безопасное поведение Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье Предотвращение отчужденности между родителями и детьми Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель,
|
8 |
Как научиться понимать и принимать подростка? О родительском авторитете Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? Домашняя работа: удовольствие или наказание? Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? |
педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель |
9 |
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности подростка Интернет-зависимость: пути преодоления Организация свободного времени детей в период летних каникул Ответственное родительство – залог благополучия семьи |
классный руководитель, педагог социальный, педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних |
Тематика консультаций для родителей учащихся X-XI классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
10 |
Психофизиологические особенности десятиклассников Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания Личное ли это дело – личное счастье? Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников Кем быть и каким быть? Организация досуга старшеклассников Особенности здоровья и физического развития старшеклассника Режим учебного и физического труда, личная гигиена |
классный руководитель, педагог социальный, педагог-психолог |
11 |
Трудности личностного роста и их влияние на обучение Научная организация учебного труда старшеклассников Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников Закон и ответственность несовершеннолетних Формирование здорового образа жизни Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе Самореализация личности |
педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних |