Классному руководителю
Рекомендации для педагогических работников по разъяснению учащимся нововведений в Правила дорожного движения, вступающих в силу 27 октября 2022г.
27.10.2022Методические рекомендации по освещению политики геноцида белорусского народа
29.08.2022Методические рекомендации по освещению политики геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны с использованием информационно-аналитических материалов и документов по расследованию уголовного дела, представленных Генеральной прокуратурой Республики Беларусь
В связи с этим в учреждениях общего среднего образования необходимо провести работу по ознакомлению обучающихся с Законом Республики Беларусь № 146-З от 5 января 2022 г. «О геноциде белорусского народа».
С этой целью необходимо использовать учебные занятия по учебному предмету «История Беларуси» (IX, XI классы), а также внеурочные мероприятия.
Обращаем внимание на то, что в рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период Генеральной прокуратурой Республики Беларусь подготовлены информационно-аналитические материалы (Геноцид белорусского народа = Genocide of the Belarusian people: информационно-аналитические материалы и документы / Генеральная прокуратура Республики Беларусь ; под общей редакцией А. И. Шведа. – Минск : Беларусь, 2022. – 175 с.). Книга размещена на национальном образовательном портале (https://adu.by/images/2022/08/Genocide-belorusskogo-naroda.pdf).
Необходимо отметить, что актуальными направлениями использования в образовательном процессе информационно-аналитических материалов и документов по расследованию уголовного дела о геноциде белорусского народа во время Великой Отечественной войны являются следующие:
концептуально-методологическое, связанное с усвоением учащимися концепта «геноцид белорусского народа» при системном и комплексном изучении учебного предмета «История Беларуси»;
государственно-идеологическое, предполагающее ознакомление с сущностью государственной исторической политики в Республике Беларусь и основными направлениями ее реализации в условиях современных геополитических практик и фальсификаций событий Великой Отечественной войны в процессе информационной гибридной войны, связанных с попытками реабилитации нацизма;
воспитательно-мировоззренческое, ориентированное на формирование у обучающихся коллективной исторической памяти как гражданско-патриотического качества личности в рамках реализации Государственной программы патриотического воспитания населения Республики Беларусь;
национально-идентификационное, требующее актуализации в осознании современной учащейся молодежи национально-государственных идентификационных маркеров принадлежности как граждан Республики Беларусь к современной белорусской нации, одним из определяющих признаков которой в рамках реализации исторической преемственности является геноцид белорусского народа;
инструментально-дидактическое, которое обеспечивает учебно-методическое сопровождение образовательной деятельности по трансляции тематики геноцида белорусского народа при создании соответствующих учебно-методических комплексов с учетом активизации современных психолого-педагогических средств и информационно-коммуникационных технологий;
историко-мемориальное, актуализирующее проблематику геноцида белорусского народа в предметном содержании школьного исторического образования как фактора консолидации современного белорусского общества при создании собственно белорусского образа Великой Отечественной войны (в контексте Второй мировой войны) в процессе трансляции исторической памяти.
Изучение и использование материалов в образовательном процессе призвано помочь в понимании ключевых проявлений политики геноцида. Знакомство с историей преступлений против человечности должно привести к осознанию своей ответственности как граждан за предотвращение распространения идей нацизма.
Педагогу необходимо учитывать, что материалы отражают самые трагические страницы истории Великой Отечественной войны. Важно понимать, что подробное изучении истории преступлений нацистов и их пособников против мирного населения на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны способствует глубокому пониманию комплексного характера геноцида, что, в свою очередь, способствует пониманию необходимости предотвращения подобных явлений в мире.
Педагогу рекомендуется сосредоточить внимание на различных формах разрушительной политики, проводимой нацистами и их пособниками, и обеспечить дополнение информации о значимости региональной истории, связанной с геноцидом, информацией об основных событиях, датах, местах и существующих памятниках, связанных с геноцидом мирного населения на оккупированной территории Беларуси. Изучение данной темы требует деликатности и осознания сложного характера вопроса, рекомендуется тщательно подбирать письменные и наглядные материалы.
Значительный вклад в понимание истории преступлений нацистов и их пособников против мирного населения в годы Великой Отечественной войны способны внести свидетельства оставшихся в живых очевидцев. Их можно пригласить или использовать аудио-, видеозаписи их воспоминаний.
В содержании ряда учебных предметов заложен потенциал по формированию у учащихся правильной нравственной и общественно-политической позиции по отношению к событиям и итогам Второй мировой войны, фундаментальных ценностей общества, сохранению исторической памяти. Представленные информационно-аналитические материалы необходимо использовать как на уроках, так и во внеурочной работе.
В частности, при изучении учебного предмета «История Беларуси» информационно-аналитические материалы по освещению политики геноцида белорусского народа, предоставленные Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, целесообразно использовать в IX классе при изучении темы «Германский оккупационный режим на территории Беларуси в 1941–1944 гг.».
Использование информационно-аналитических материалов и документов о геноциде белорусского народа на уровне базового образования предполагает событийно-хронологическое ознакомление обучающихся в IX классе с темой геноцида в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории Беларуси, а также систематизацию соответствующих представлений и знаний с учетом активизации эмотивности личности и содержательной межпредметности. Особое внимание уделяется судьбам детей, которые стали жертвами войны, в том числе были насильственно угнаны на принудительные работы.
Понятие «геноцид» целесообразно пояснять в соответствии с содержанием данной темы и историческим словарем в учебном пособии: геноцид – уничтожение определенных групп населения по расовым, национальным, религиозным признакам.
Для визуализации учебного материала о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны рекомендуется использовать в образовательном процессе на II ступени общего среднего образования мультимедиапрезентацию (размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ru/393-pedagogam/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside/6221-informatsionno-analiticheskie-materialy-generalnoj-prokuratury-respubliki-belarus-o-rassledovanii-ugolovnogo-dela-o-genotside-belorusskogo-naroda-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html), в которой использованы следующие фотодокументы:
«Судебные процессы над военными преступниками» (Нюрнбергский процесс над военными преступниками. 20 ноября 1945 г.; немецкие военные преступники, обвиняемые Военным трибуналом Минского военного округа по делу о злодеяниях, совершенных на территории БССР в годы Великой Отечественной войны, на судебном процессе в Минском окружном Доме офицеров (15 января 1946 г.); обвиняемый - бывший заместитель начальника лагеря военнопленных № 131 Лангут Карл Макс во время допроса на судебном заседании Военного трибунала Минского военного округа в Минском окружном Доме офицеров (15-29 января 1946 г.));
«Экономические, политические и социальные проявления оккупационного режима (отправка населения в Германию, угон скота, проверка патрулями документов)» (немецкие оккупанты угоняют скот у сельчан (1943 г.); крестьяне молотят зерно под контролем немецких солдат (1943 г.); оккупационные власти отправляют на работу в Германию гражданское население. 1943–1944 гг.; солдаты войск СС сопровождают машины с жителями г. Могилева перед отправкой в Германию. 1943 г.; молодежь прощается с родными перед отправкой в Германию на железнодорожной станции в Бобруйске (1944 г.)).
При использовании мультимедиапрезентации целесообразно представить мемориальный комплекс «Детям – жертвам войны» как место трагедии белорусских детей – остарбайтеров. Учащимся необходимо предложить прочитать и осмыслить содержание открытого письма жительницы белорусского поселка Шумилино Зинаиды Лишаковой, которая в 1943 г., будучи подростком, попала в лагерь смерти Освенцим.
В завершение целесообразно представить мемориальный комплекс «Тростенец» как место европейской и национальной исторической памяти и символ белорусско-германского взаимного примирения, что актуализируется выдержкой из текста посольства Республики Беларусь в ФРГ: «Беларусь в годы Второй мировой войны на своей территории пережила фактически два геноцида: холокост белорусских евреев и геноцид белорусов как составляющей восточных славян».
Обращаем внимание на то, что необходимо довести до учащихся информацию, что мемориальный комплекс «Хатынь» получил статус Всебелорусской молодежной стройки в рамках его реставрации. С такой инициативой к главе государства обратились представители Белорусского республиканского союза молодежи во время обращения Президента с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию в январе 2022 г. Строительство музея на территории мемориального комплекса и реставрационные работы Президент поручил завершить в сжатые сроки – к 80-летию Хатынской трагедии (к марту 2023 г.).
Изучение политики геноцида белорусского народа в старших классах направлено на расширение и углубление знаний, полученных учащимися в базовой школе. В процессе обучения необходимо вести с учащимися систематическую работу по овладению навыками работы с историческими источниками. С этой целью рекомендуется шире использовать практические занятия. В ходе таких занятий учащиеся могут выполнять проблемные задания; учатся обосновывать свои суждения, приводить доказательства, конструировать определения понятий, представлять текстовую информацию в виде таблицы, графиков; осуществлять поиск информации по заданной теме в источниках различного типа; участвовать в организации и проведении учебно-исследовательской работы, в проектной деятельности; овладевают основными видами публичных выступлений (сообщение, дискуссия) и т. д. В связи с этим на уроках истории в XI классе рекомендуется использовать различные формы организации учебных занятий: комбинированные и интегрированные уроки, лекции, конференции и др.
Изучение этой темы предусмотрено учебной программой по истории Беларуси для XI класса, отдельные аспекты этой темы могут быть рассмотрены на уроках по всемирной истории в XI классе.
В процессе изучения истории значительное место должна занять работа с документами. С целью углубления знаний учащихся, дифференциации и индивидуализации работы необходимо использовать материалы хрестоматии «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» (науч. ред. академика А. А. Ковалени).
Работа с письменными источниками может проводиться на разных этапах урока. Разбор документа сопровождается комментированием во время аналитической беседы с классом, в процессе индивидуальной самостоятельной работы отдельных учащихся. По ходу разбора документа необходимо уточнить значение неизвестных терминов, рассказать об исторических личностях, которые приняли участие в его подготовке или упомянуты в нем. Основное место в работе с документами целесообразно отвести критическому анализу, интерпретации письменных текстов.
Помимо основных вопросов («Кто автор(-ы) документа?», «Когда он создан?», «Какие факты приведены в документе?»), учащимся могут быть предложены вопросы и задания, помогающие раскрыть его содержание и определить личностное отношение учащихся к изучаемым событиям. Например, использовать оценочные вопросы, ориентированные на определение отношения обучающихся к теме урока, выявления их позиции в отношении к преступлениям нацистов и их пособников против мирного населения и военнопленных («Для чего необходимо сохранить и знать историческую правду о преступлениях нацистов в отношении мирного советского населения в годы Великой Отечественной войны?», «Почему необходимо изучать факты геноцида белорусского народа?», «Слышали ли вы о фактах геноцида от своих бабушек и дедушек?», «Как они оценивали эти события?»). Беседа, организованная с помощью таких вопросов, должна стимулировать творческую активность и искренность при выражении собственной позиции, формировать отторжение идеалов нацизма и осуждение их действий.
В процессе изучения темы геноцид следует обратить на понятия «холокост», «гетто», «концентрационные лагеря», «карательные операции». Карательные операции проводились службами безопасности вермахта, подразделениями СС и полиции. В карательных операциях участвовали не только немецкие регулярные части, но и те, кто пошли на сотрудничество с оккупантами, изменники Родины, которые имели белорусское, украинское, литовское, латышское происхождение. Поэтому целесообразно рассмотреть также и понятие «коллаборационизм». Следует обратить внимание учащихся, что коллаборационизм был характерен для всех оккупированных стран.
Для визуализации учебного материала в образовательном процессе на III ступени общего среднего образования о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны рекомендуется использовать мультимедиапрезентацию (размещена на национальном образовательном портале: https://adu.by/ru/393-pedagogam/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside/6221-informatsionno-analiticheskie-materialy-generalnoj-prokuratury-respubliki-belarus-o-rassledovanii-ugolovnogo-dela-o-genotside-belorusskogo-naroda-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny.html).
Использование документов о геноциде белорусского народа на учебных предметах «Беларуская літаратура», «Русская литература» и во внеучебной деятельности позволит «приблизить» учащихся к тем событиям, а также усилить эмоциональное восприятие художественных произведений, вызвать эмоциональный отклик. При изучении произведений о жертвах фашизма необходимо обращать внимание на трагический конфликт и понимание того, что насильственная смерть даже одного человека приобретает характер общенационального бедствия, последствия которого в полной мере ощутимы и сегодня.
При изучении таких произведений, как «Васількі» М. Лынькова, «Над апаленай вёскай» А. Кулешова, «Незагойная рана», «Знак бяды» В. Быкова, «Memento mori» Я. Брыля, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «Судьба человека» М. Шолохова, «Родная крывинка» С. Трахименка, «Такая долгая гроза» С. Бартоховой, «Иван» В. Богомолова и других, на разных этапах урока целесообразно продемонстрировать фото- и видеодокументы, копии настоящих бумажных документов, свидетельствующих о геноциде белорусов и других народов. При этом важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также по возможности связь с той местностью, где расположено учреждение образования.
При изучении стихотворения «Над апаленай вёскай» А. Кулешова учащимся можно продемонстрировать публичную кадастровую карту Республики Беларусь: map/nca/by/layers / слои / дополнительные слои / сожженные деревни. Важно отметить, что сведения для этой карты постоянно дополняются. Впечатляющей будет информация о том, что всего на территории современной Беларуси разрушено и сожжено более 9200 сел и деревень, 682 тысячи зданий, некоторые населенные пункты подвергались сожжению несколько раз.
В процессе изучения обзорных тем, посвященных развитию литературы в годы Великой Отечественной войны и послевоенного периода, при характеристике условий развития искусства слова необходимо обращаться к документальным материалам о геноциде белорусского народа. Например, демонстрация Акта об издевательствах и о расстреле детей Домачевского детского дома Брестской области БССР; рассказы о деятельности Особой бригады СС «Дирлевангер», зверствах в лагерях смерти «Тростенец», «Дрозды», «Шталаг 352 (Масюковщина)» («Лесной лагерь»), «Озаричи», «Колдычево», фактах насильственного угона белорусов на принудительные работы с опорой на уже имеющиеся знания учащихся из истории собственной семьи или семей близких родственников, знакомых позволят лучше понять причины интереса к теме войны на разных этапах развития русской и белорусской литератур, осознать прототипную основу многих произведений, посвященных этой теме.
В содержании учебных программ по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)». При ознакомлении учащихся с фактами о потерях Беларуси в период Великой отечественной войны в V классе учителю рекомендовано использовать произведения искусства, представленные в сборнике «Геноцид белорусского народа»: мемориальный комплекс «Хатынь» (скульптура «Непокоренный человек»), мемориальный комплекс «Тростенец».
История военных событий средствами искусства предложена в IX классе. Так, в работе «Пленных ведут» А. Шибнёва передан эпизод борьбы партизан с фашистскими захватчиками. Защитникам Брестской крепости посвящена скульптурная композиция «Жажда», живописные полотна «Защитники Брестской крепости» П. Кривоногова и картина с одноименным названием И. Ахремчика. В скульптурной композиции «Монумент в честь матери-патриотки Куприяновой» запечатлен образ матери, провожающей своих сыновей на войну. Картина «Партизанская мадонна» М. Савицкого, не случайно написанная мастером в стилистике иконописи, стала символом трагедии советского народа в Великой Отечественной войне. Этот статус картины сохраняется и в настоящее время.
Одним из наиболее скорбных произведений искусства, выражающих боль белорусского народа, является цикл М. Савицкого «Цифры на сердце». Каждая работа цикла («Свобода», «Эти выжили») – отдельная страница истории военного периода. Особое место в творчестве художника занимает тема детских судеб, искалеченных войной. Данная тема выделяется также в творчестве В. Турова (фильм «Я родом из детства», И. Добролюбова (фильм «Иван Макарович»). Художественную ценность фильмов белорусских режиссёров подтверждают звучащие в них песни «Враги сожгли родную хату», «Братские могилы». Радость и триумф белорусского народа многопланово отражены в композиции «Минск 3 июля 1944 года» В. Волкова.
Документы о геноциде белорусского народа могут быть использованы в проектной деятельности межпредметного характера. Приведем несколько примеров такого рода проектов.
«Голоса сожженных деревень». Цель – формирование исторической памяти на основе углубленных знаний об историческом прошлом и анализе художественных произведений; формирование умений аккумулировать знания, полученные из разных источников и в разном виде. В ходе реализации проекта необходимо подобрать свидетельства очевидцев о фактах уничтожения жителей белорусских деревень, опубликованные в разных источниках, и сопоставить их с художественным воплощением в произведениях литературы. Результаты проекта могут быть оформлены в виде работы исследовательского характера; литературно-художественной композиции «Голоса сожженных деревень»; выпуска альманаха с одноименным названием; создания интерактивной карты, где будут отмечены сожженные населенные пункты и указаны художественные произведения, и др.
«Имена моего города». Цель – углубление знаний о малой родине и развитие творческих способностей учащихся. В ходе реализации проекта учащиеся собирают сведения о героях Великой Отечественной войны, именами которых названы улицы города, в том числе о подпольщиках, партизанах, погибших от рук нацистов и предателей. На основе собранной информации и с учетом впечатлений, представлений о тех людях, их подвигах учащимся предлагается написать художественное или публицистическое произведение об этом человеке (рассказ, стихотворение, эссе). Результаты проекта могут быть представлены в виде сборника художественных произведений (в качестве иллюстраций может служить документальный материал, собранный в ходе проекта); литмонтажа «Имена моего города»; литературной конференции; тематической экспозиции и др.
Информационно-аналитические материалы и документы о геноциде белорусского народа используются не только при изучении учебных предметов в учреждениях общего среднего образования, но и могут быть включены в содержание воспитательных мероприятий духовно-нравственной, патриотической направленности, способствующих формированию у учащихся правильной нравственной и общественно-политической позиции по отношению к событиям и итогам Второй мировой войны, фундаментальных ценностей общества, сохранению исторической памяти белорусского народа.
Материалы, свидетельствующие о геноциде белорусского народа, рекомендуется использовать в реализации воспитательной работы с учащимися классными руководителями, педагогами-организаторами, руководителями по военно-патриотическому воспитанию, заместителями директоров по воспитательной работе.
Данные материалы будут востребованы:
при проведении мероприятий, посвященных памятной дате 22 июня как Дня всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа;
проведении памятных мероприятий (митингов-реквиемов), посвященных трагическим событиям Великой Отечественной войны (сожжению деревень, карательным операциям, лагерям смерти и другим преступлениям против белорусского народа) (годовщина трагической гибели жителей Хатыни, уничтоженных немецко-фашистскими захватчиками, 22 марта);
проведении классных и информационных часов с целью сохранения героического наследия и правды обо всех периодах жизни белорусского народа, в том числе и в Год исторической памяти;
организации «Уроков мужества», посвященных подвигу белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, проведении тематических «Уроков памяти», приуроченных памятным датам о жертвах Великой Отечественной войны;
в рамках организации проектной деятельности учащихся по изучению истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны (создание родословной, семейной летописи, фотоальбомов, семейных газет и др.) («Боевой путь моего прадедушки», «Имена героев в памяти поколений», «Память сквозь годы» и др.);
создании новых экспозиций (реэкспозиции) музеев учреждений образования, посвященных теме геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны; проведении экскурсий на базе данных музеев; сборе исторических и военных материалов для написания исследовательских работ в рамках деятельности научного общества учащихся, для реализации проектов по гражданскому и патриотическому воспитанию;
организации туристско-экскурсионной деятельности учащихся по памятным местам (мемориальным комплексам, музеям), посвященным сохранению памяти о жертвах белорусского народа в годы Великой Отечественной войны («Нам завещано помнить» и др.); подготовке и проведении тематических экскурсий для учащихся по обозначенной тематике, по местам своего региона;
размещении и обновлении в интернет-ресурсах информационных материалов, теле- (радио-) сюжетов, направленных на доведение широкой общественности достоверной информации о геноциде белорусского народа, увековечение памяти его жертв (создание и обновление рубрики «Память и боль белорусской земли» на сайте учреждения образования);
организации поисково-исследовательской деятельности учащихся по установлению имен и судеб воинов, погибших на территории Беларуси в годы войны; изучению памятников, мест захоронений; составлению на этой основе новых экскурсионных маршрутов и интерактивных карт; обновлению банка данных о ветеранах Великой Отечественной войны. Поисково-исследовательская деятельность в учреждениях образования ведется через научные общества учащихся, поисковые клубы, отряды и группы «Следопыт», «Юный патриот», «Нашчадкі перамогі», «Поиск».
организации встреч учащихся c ветеранами Великой Отечественной войны, малолетними узниками фашистских концентрационных лагерей с целью ознакомления с историческими фактами с уст самих очевидцев;
проведении выставок в библиотеке учреждения образования, посвященных геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
При выборе методов и форм организации патриотического воспитания учащихся важно учитывать их возрастные особенности, склонности и интересы, специфику и место расположения учреждения образования.
Использование в воспитательной работе по патриотическому воспитанию фактических материалов, свидетельствующих о геноциде белорусского народа, будет способствовать формированию ценностного отношения учащихся к историческому прошлому своего народа, а придание историческому материалу личностно значимого характера позволит воздействовать на внутренний мир учащегося, развитие его патриотических чувств и сознания, воспитание гуманизма, приобщение к системе общечеловеческих и национальных ценностей.
Нормативные правовые документы в сфере воспитания
Нормативные правовые документы в сфере воспитания
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 № 82)
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016–2020 годы (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.02.2016 № 9)
- Инструктивно-методическое письмо об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования
- Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2015–2020 годы
- Концепция детского отдыха и оздоровления в Республике Беларусь (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.02.2016)
- Программа воспитания детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 336)
- Программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 336)
- Программа воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 336)
- Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2011 № 336)
- Инструктивно-методическое письмо «О дополнительных мерах по совершенствованию работы учреждений образования в шестой школьный день»
- Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях деятельности учреждений образования по реализации норм Положения о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством» (утверждено заместителем Министра образования Республики Беларусь Сидоренко Р. С. 14 декабря 2017 года)
- Приказ Министерства образования Республики Беларусь № 434 от 17.05.2019 «Об организации оздоровления детей в летний период 2019 года»
Методические рекомендации
- Планирование воспитательной работы в классе и ее учет
- Рекомендации по организации деятельности классного руководителя
- Примерная структурная модель ведения документации регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждении общего среднего образования
- Методические рекомендации: «Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей»
- Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов в учреждениях образования
- Методические рекомендации по проведению республиканской патриотической акции «Я – грамадзянін Беларусі»
- Рекомендации по использованию государственной символики в учреждениях образования
- Рекомендации «Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день»
- Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации (утверждены Министром образования Республики Беларусь Карпенко И. В. 14 декабря 2017 года)
- Примерное положение об учебной бизнес-компании учреждения общего среднего образования и учреждения дополнительного образования детей и молодежи Республики Беларусь (приложение 4 к Инструктивно-методическому письму «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2017/2018 учебном году»)
- Рекомендации по подготовке и проведению празднования 75-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне в учреждениях образования Республики Беларусь
- Методические рекомендации в помощь организаторам летнего отдыха в 2019 году
- Перечень экскурсионных объектов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий
Учебно-методическая литература
- Перечень учебно-методической литературы по воспитательной работе для учреждений общего среднего образования и учреждений дополнительного образования детей и молодежи на 2019/2020 учебный год
- Организация школьной службы медиации : пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Е. И. Луговцова, Ю. Н. Егорова. — Минск : Нац. ин-т образования, 2017. — 200 с.
- Электронное учебно-методическое пособие «Профилактика зависимого поведения» (автор В. А. Хриптович, объем 658 МБ)
- Психологическая диагностика адаптации детей и родителей к усыновлению: пособие для педагогов-психологов, педагогов социал. социал.-пед. учреждений, специалистов органов охраны детства управлений (отделов) образования, спорта и туризма / Ю. Ф. Лахвич, О. С. Головнёва. – Минск: Нац. ин-т образования, 2015. – 464 с.
- Подготовка лидеров детских и молодежных общественных объединений в учреждениях образования : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / М. Е. Минова. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 240 с.
- Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье : пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / Т. В. Ничишина. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 248 с.
Статьи по теории и практике воспитания
- Феномен воспитательного пространства в современной образовательной практике
- Роль и место социально-педагогического сопровождения в обеспечении преемственности воспитания в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования
- Научно-методические основания организации поликультурного образования и воспитания в школе
- Межкультурное взаимодействие в современной парадигме воспитания: генезис понятий
- Теоретические подходы к созданию воспитательного пространства в современной образовательной среде
- Технологии воспитания: сущность и проектирование
Материалы (плакаты и видеоролики), отобранные в ходе молодежного конкурса «Вместе против коррупции!»
Перечень видов организационно-воспитательной деятельности
Примерный перечень видов организационно-воспитательной деятельности, которая фиксируется в журнале, требования к оформлению и распределение воспитательных часов.
1. Индивидуальная и групповая воспитательная работа с учащимися и их родителями:
· проведение индивидуальных бесед с учащимися в одной графе классным мероприятием «Тема» – 0,5. на одного уч-ся с обязательным указанием ФИ уч-ся);
· проведение индивидуальных бесед с родителями уч-ся в одной графе классным мероприятием «Тема»– 0,5 на одну беседу с указанием ФИ уч-ся;
· проведение классных и воспитательных часов – 1 час с обязательным указанием темы;
· проведение собраний по текущей и итоговой успеваемости и поведению – 1час с обязательным указанием темы;
· проведение информационных часов – 1 час с обязательным указанием темы;
· изучение условий проживания в семье проведение родительских собраний «Тема»– 1,5 часа с обязательным указанием темы;
· проведение мониторинга уровня воспитанности уч-ся – 1 час;
· проведение анкетирования учащихся – 0.5 с указанием темы анкетирования.
2. Организация культурно-массовой работы с учащимися:
· организация и проведение экскурсий в учреждения культуры (музеи, выставки, экспозиции и т.д.) – 1 час с указанием названия учреждения культуры;
· организация и проведение культпоходов (театр, кинотеатр концерт, стадион и т.д.) – 2 часа с указанием названия учреждения;
· участие в шествиях, манифестах, парадах и демонстрациях, санкционированных и поддерживаемых органами исполнительной и распорядительной власти – 1- часа, с указанием тематики;
· организация и проведение дискотек, тематических вечеров, встреч с известными и знаменитыми людьми – 1- часа с указанием названия или тематики;
· проведение тематических викторин, «огоньков», диспутов, «круглых столов» и др. – 1 час, с указанием темы;
· участие в подготовке и проведении культурно-массовых мероприятий колледжа: фестивалей, конкурсов, смотров, спартакиад, праздников, акций и пр. – 1 час, с указанием названия мероприятия;
· организация и проведение мероприятий по развитию технического и художественного творчества уч-ся – 1 час, с указанием названия мероприятия;
3. Организация общественно-полезной деятельности уч-ся:
· Организация и проведение уборки учебного кабинета (Операция «Чистюля», «Наш дом», «Чистый четверг», «Уют» и т.д.) – 1 час;
· Организация и проведение субботников по озеленению и уборке территории, прилегающей к зданию колледжа (Акция «Наш двор», «Дом, в котором я живу», «Чистый двор» и т.д.) – 1 час;
· Содействие развитию органов самоуправления уч-ся, организация учебы актива класса (школа «Лидер», «Совет группы», сбор актива и т.д.) – 1 час с обязательным указанием темы сбора, собрания, учебы;
· Организация и ремонт мебели и оборудования, используемого в учебно-воспитательном процессе (операция «Умелые ручки», «Сделай сам», «Молоток и гвозди» и т.д.) – 1 час;
4. Организация работы с учащимися по здоровому образу жизни и профилактике противоправного поведения:
· Подготовка и проведение мероприятий по здоровому образу жизни – 1 час с указанием формы проведения (конкурс, викторина, агитбригада, круглый стол, дискуссия и т.д.) и тематики;
· Проведение мероприятий, направленных на искоренение вредных привычек – 1 час с указанием формы проведения (акция, агитбригада, беседа, дискуссия и т.д.) и тематики;
· Организация встреч уч-ся с санитарными врачами, наркологами, сексологами, психологами, соц. педагогами и др. по проблемам здорового образа жизни – 1 час с указанием темы встречи;
· Подготовка и проведение мероприятий по профилактике противоправного поведения учащихся – 1 час с указанием формы и темы проведения;
· Организация мероприятий по безопасному поведению уч-ся - 1 час с указанием формы и темы проведения;
Внимание! Такие виды деятельности как:
· контроль за посещаемостью уч-ся;
· ведение документации (журнала, журнала куратора и др.), в журнале не фиксируются!!!
Классные часы 2023/2024 учебный год для I-XI классов (первое полугодие)
Классные часы: «Убедись в безопасности», «По законам дороги», «Дорогой добра и безопасности», «Твоя безопасность – в твоих руках», «Законы дорог», «Азбука пешехода», «Дорожная грамота», «Будь внимателен, пешеход!» (в рамках декады) |
01-02.09 |
Классные часы «Бесценный дар», «То, о чем страшно говорить вслух» «Мысли позитивно», «В чем смысл жизни?», «Уникальность и ценность жизни» (10 сентября – Всемирный день предотвращения суицида) |
05-09.09 |
Классные часы: «Беларусь – страна народного единства», «Роль Беларуси в сохранении мира на планете», «Горжусь тобой – моя Отчизна!», «Беларусь – наш общий дом», «Мы вместе сильны – мы едины», «Нация, устремлённая в будущее», «Маршруты памяти. Маршруты единства» (17 сентября – День народного единства) |
12-16.09 |
Классные часы: «Новое поколение выбирает Мир, Толерантность, Созидание», «Символы Мира», «История празднования Международного дня мира», «Голубь Мира», «Беларусь на страже мира» (21.09 – Международный день Мира) |
19-23.09 |
Классные часы: «Планета милосердия», «Добрых дел много не бывает», «По Законам добра и милосердия», «День добра и милосердия», «Добру откроются сердца», «Мудрость дает совет», «Люди пожилые, сердцем молодые» (1 октября - День пожилого человека) |
26-30.09 |
Классные часы: «Самые важные ценности», «Жить в семье – это искусство», «Семейный досуг», «Счастье – это, когда тебя понимают», «Семья – это счастья» (в рамках недели развития и коррекции детско-родительских отношений) |
03-07.10 |
Классные часы: «Мамино сердце», «Мама - всему начало», «Сила материнской любви», «И это все о ней – о мамочке моей…», «Мамины глаза», «Любимые игры мамы и бабушки», «Мамина профессия» (14 октября – День матери в Республики Беларусь) |
10-14.10 |
Классные часы-уроки нравственности: «Мир начинается с семьи», «Отец. Как много в этом слове…», «Предназначение мальчика, юноши, мужчины…», «Твои корни», «Ролевой портрет семьи», «Крепка семья – крепка Держава», «Отец – всему голова», «Отец: Честь и достоинство, Долг и благородство», «Отец и Мать – гармония семьи» (21 октября – День Отца в Республике Беларусь) |
17-21.10 |
|
24-28.10 |
Классные часы, экономические игры, брейн-ринги: «С уважением к энергосбережению», «Бережливая экономия», «Планета просит помощи!», «Энергосбережение – дело каждого», «Простые решения для энергосбережения», «Квест по стране Энергосбережения», «Вторая жизнь отходов», «Путешествие в мир бережливости», 11 ноября - Международный день энергосбережения) |
08-11.11 |
Классные часы: «Права детей и молодежи в Республики Беларусь», «Право на жизнь», «Внимание, Дети!», «Дорога в завтра», «Любовь с первого взгляда», «Я живу! Я люблю жизнь!», «Семья. Взгляд в будущее», «Я и закон», «Из истории возникновения Всемирного дня ребенка», «Школа дружбы и добра», «Остров детских желаний и возможностей», «Мы – друзья и это здорово!», «Учимся общаться», «Школа равных возможностей», «Помоги ближнему!», «Зона толерантности», «Право быть не таким, как все», «Беларусь в поликультурном мире» (16 ноября - Международный день толерантности, 20 ноября – Всемирный день ребенка) |
14-18.11 |
Классные часы: «Мой класс – моя семья», «Секреты общения друзей», «Планета нашего класса», «Дружба крепкая не сломается», «Кинематограф о дружбе», «Известные художественные произведения о дружбе», «Как выбирать друзей», «Мы вместе – и это здорово!», «Сердца, открытые для общения» |
21-25.11 |
Классные часы: «Наркотики в молодежной среде», «Здоровье – важная ценность человека», «Мифы и реальность», «Болезни века», «Цени жизнь», «Как уберечься от беды?», «История одного заболевания», «Девчонкам и мальчишкам надо знать», «Мы хотим, чтобы был новый день!», «Здоровье или вредные привычки?», «Полезный разговор о вредных привычках», «Реальности нашего времени: ВИЧ/СПИД», «Жизнь - бесценный дар!», «Сделай выбор!», «Знать – значит жить!», «Жизнь прекрасна!», «Будь уверен на все 100» (1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом и в рамках недели) |
28.11-02.12 |
Классные часы: «Жизнь дана на добрые дела», «Я такой же, как и ты», «Сострадание. Право на лучшую жизнь», «Особые люди», «Моя доброта», «Рука помощи», «Сострадание – души порыв», «Нам жить помогает добро», «Сильные духом», «Путешествие на остров доброты», «Протяни руку дружбы», «От сердца к сердцу», «Планета Добра», «Согреем душу теплым словом», «Мы нужны друг другу» (3 декабря – День инвалидов Республики Беларусь) |
05-09.12 |
Классные часы: «Новое поколение выбирает новое кино», «Мои любимые фильмы», «Любимые фильмы моих родителей», «Фильмы жизни», «Кинохроника школьной жизни» (17 декабря – День белорусского кино) |
12-16.12 |
Классные часы: «Новогодние традиции моей семьи», «Каникулы с пользой», «Зимний досуг», «Традиции празднования Нового года в разных странах», «С верой в чудеса» |
19-23.12 |
Методические рекомендации по проведению информационных часов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и проведению информационных часов
в учреждениях образования
Приоритетным направлением идеологической и воспитательной работы, проводимой в учреждениях образования, должно быть формирование у обучающихся, умения взвешенно и объективно давать оценку событиям, происходящим в стране, обществе. Это позволит обучающимся ощущать себя социально, нравственно, политически и юридически защищенными, сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, народом, соблюдать и уважать законы своей страны.
Научить пользоваться информацией, извлекать ту, которая будет влиять на формирование интеллектуальных качеств обучающихся, их гражданской позиции, миропонимания, возможно только в том случае, если перед учреждением образования поставлена задача системно влиять на формирование информационной культуры обучающегося.
Одним из наиболее эффективных способов решения этой задачи в условиях учреждений образования является информационный час.
Информационный час – форма организации воспитательного процесса, направленная на формирование гражданской позиции, политической и информационной культуры обучающихся, расширение их кругозора, социализацию личности, что предполагает восприятие социального опыта, преемственность и сохранение национальных традиций и исторического наследия, участие в обсуждении экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.
Цель информационного часа – помочь учащимся ориентироваться в потоке событий, выработать активную гражданскую позицию, почувствовать, осознанно участвовать в общественной жизни страны, отстаивать личные интересы с учетом собственной позиции.
Информационные часы проводятся один раз в неделю. Планирование тематики информационных часов в учреждениях образования рекомендуется осуществлять по четвертям, полугодиям/семестрам в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными инструктивно-методическими письмами Министерства образования, Программой воспитания учреждения образования, планом идеологической и воспитательной работы на текущий год.
В зависимости от объема предлагаемого материала, количества рассматриваемых тем, формы рассмотрения информационные часы подразделяются на обзорные и тематические.
Обзорный информационный час – это краткий обзор основных общественно значимых политических, социально-экономических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в регионе, стране и мире:
- внутренняя государственная политика (тенденции развития общества, изменения в законодательстве, экономические достижения, наиболее значимые республиканские и региональные мероприятия, проблемные вопросы, возникшие в различных отраслях, и пути их решения);
- внешняя государственная политика (национальные интересы Беларуси в контексте современной геополитики, расширение интеграционных процессов в рамках Союзного государства, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств, развитие таможенного союза, позиция Республики Беларусь в решении международных конфликтов);
- наиболее значимые события, произошедшие за рассматриваемый период в мире;
- глобальные экологические проблемы и пути их решения;
- новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта Республики Беларусь, СНГ и других стран мира.
Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут.
Тематический информационный час посвящен одной теме и используется для более глубокого обсуждения определенной актуальной проблемы. Очень важно научить обучающихся самостоятельно вносить предложения по актуализации тем для рассмотрения и отбирать нужный материал для информационного часа.
Тематические часы по времени могут быть более длительными – до
45 минут.
Организация информационных часов в учреждениях образования требует тщательной работы как на этапе подготовки, так и на этапе проведения.
Этап подготовки
- Определение темы информационного часа, постановка целей и задач.
Формальный подход к выбору темы ведет к снижению личной заинтересованности и воспитательного воздействия информационного часа на участников.
- Определение формы проведения информационного часа.
- Определение модератора (ведущего).
Это может быть классный руководитель, куратор учебной группы, преподаватель или один из наиболее подготовленных обучающихся, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме.
- Распределение подтем информационного часа между его участниками.
- Разработка плана подготовки и проведения информационного часа.
- Разработка вопросов, конкретизирующих тему. Вопросы должны быть направлены на всестороннее раскрытие выбранной темы.
- Определение персональных и коллективных заданий для участников информационного часа с учетом уровня их подготовки и индивидуальных особенностей развития.
- Комплексное методическое обеспечение, в том числе подбор актуальных материалов по теме.
Очень важно научить учащихся самостоятельно отбирать нужный материал для информационного часа. При подборе материалов необходимо учитывать основные критерии отбора информации:
актуальность;
объективность;
значимость;
достоверность;
оперативность;
убедительность.
Обучающимся необходимо научить взвешенно относиться к материалам сомнительного происхождения, тенденциозности, односторонней ориентации, националистической и шовинистической направленности.
Классный руководитель (куратор группы) осуществляет контроль, при необходимости, участвует в подборе актуального материала.
- Подготовка наглядных материалов – пособий, аудио- и видеосюжетов, при необходимости (и по возможности), работа в Интернете.
Современный классный руководитель (куратор группы), являясь активным пользователем компьютера и Интернета, готовит мероприятия с мультимедийным сопровождением в виде презентаций Power Рoint, видеороликов, слайд-шоу, подготовленных с помощью программы MovieMaker, программы обработки графических изображений FhotoShop.
Значительно повышает интерес к освещаемой проблеме использование собственных материалов участников (мультимедийных презентаций, тематических фотоколлажей, видеосюжетов и т.д.). Это привлекает внимание обучающихся к обсуждаемой теме, способствует всестороннему исследованию поставленной проблемы в дальнейшем, побуждает к ее обдумыванию, аргументированию собственного мнения.
- Определение инструментария оценки эффективности проведения, что: информационного часа.
При проведении информационного часа необходимо учитывать, что:
- информационный час должен быть мобильным;
- тема занятия должна быть актуальной, а информация для обсуждения – своевременной, интересной, ненавязчивой и убедительной;
- при подготовке к выступлению большое внимание следует уделять статистическим данным,
- при представлении материалов необходимо активно использовать наглядность, современные технологии (мультимедийные презентации, фото- видео- аудиоматериалы и т.д.);
- информация, которую предлагают модератор и выступающие, должна быть оперативной и, в большинстве своем, неизвестной для аудитории;
- предлагаемая информация должна быть беспристрастной. Модератор и выступающие не должны высказывать своих политических пристрастий;
- информационный час должен развивать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
Большое значение при подготовке информационного часа имеет умение пользоваться основными источниками информации.
Интернет
Помимо широчайшего спектра охватываемых проблем, Интернет имеет еще одно бесспорное преимущество – возможность подключения к первоисточникам информации, получения материалов по запросу, оперативного обмена опытом, идеями, технологиями с другими организациями. Поэтому целесообразно, чтобы учащиеся, имеющие доступ в Интернет, активно использовали эту возможность при подготовке к информационному часу. Использование данного источника информации способствует освоению современных информационных технологий, совершенствованию информационного и организационно-методического обеспечения проведения информационного часа, обеспечению активного взаимодействия между всеми участниками; стимулирует к более полному содержательному наполнению и постоянному обновлению информации.
Телевизионные передачи
Эффективным и интересным для аудитории является использование в рамках выступлений материалов документальных и хроникальных фильмов, информационно-аналитических передач, ток-шоу, интервью (рекомендуется использовать и коллективный просмотр видеоматериала). Важно акцентировать внимание пользователей на тех информационных телепрограммах, которые позволяют быть в курсе проблем, наиболее остро звучащих сегодня как в нашей стране, так и во всем мире.
Своевременное предупреждение обучающихся о том, когда и на какую тему будут демонстрироваться документальные хроникальные фильмы, информационно-аналитические передачи, ток-шоу, интервью, дает возможность включать обсуждение определенной телепередачи в ход информационного часа. Важно приобщать молодежь к систематическому просмотру таких телепрограмм как «Панорама», «Время», «Вести», «Сегодня», которые позволяют быть в курсе проблем, наиболее актуальных сегодня для нашей страны, стран ближнего и дальнего зарубежья.
При достаточной технической оснащенности кабинета, в котором проводится инфочас, рекомендуется использовать и коллективный просмотр видеосюжетов. Несомненным достоинством такой формы информирования является традиционно высокий интерес учащихся к групповым телепросмотрам, наглядность, оперативность подачи материала.
Периодическая печать
Традиционно газеты и журналы наиболее широко используются при подготовке к информационному часу. Однако монотонная подача информации, особенно некомментируемое затяжное перечитывание статей резко снижает интерес к поставленной проблеме. При подготовке материала очень важным является изучение актуальных публикаций, касающихся рассматриваемой темы. Для придания яркости и динамизма выступлению по материалам из периодической печати рекомендуется предусмотреть использование фотоиллюстраций и рисунков из журналов, газет, альбомов, различных таблиц, схем, диаграмм и др.
Печатные издания
Политический, экономический, юридический, философский словари, справочники «Страны мира», «Зарубежные молодежные организации» и другая подробная литература – неотъемлемый инструментарий в воспитании информационной культуры учащихся. Изобилие непонятных терминов, аббревиатур, ссылок на малознакомые имена, организации, события зачастую отпугивает ребят. Важно доступным языком объяснить сложные понятия и термины, использовать лингвострановедческие комментарии во время выступлений, цитировать отдельные словарные статьи с целью постоянного пополнения общественно-политического словаря пользователей. Отдельная информация из словарей и справочников может размещаться и периодически обновляться на специально оформленных стендах (например: «Время, события, люди», «Планета», «Твой политический словарь»).
В выборе учащимися для работы печатных изданий (газет, журналов, справочников, словарей, книг) важную роль играет работник библиотеки. Необходимо, чтобы библиотекарь провел для обучающихся краткий экскурс в мир периодики, энциклопедий и других изданий с целью формирования у обучающихся четкого представления о направленности, достоверности, стиле и глубине изложения информации в том или ином издании. Рекомендуется, чтобы библиотекарь периодически знакомил обучающихся с новостями книжного рынка, а также рекомендовал для изучения на информационном часе материалы и документы.
Радиопередачи
Радиоинтервью, сводки новостей, радиокомментарии компетентных лиц могут быть с успехом использованы в ходе подготовки к выступлениям. Техническая доступность организации аудиопрослушивания позволяет использовать этот источник информации, чтобы избежать однотипной подачи материала. Радиопозывные популярных радиостанций перед каждым очередным выступлением активизируют внимание слушателей, придают информационному часу живость и динамизм.
Для проведения информационного часа могут привлекаться информационно-пропагандистские группы (ИПГ), информационные центры (при наличии). В их задачи входит:
- информационно-просветительская работа среди обучающихся;
- организация мероприятий, в том числе методических (акции, семинары, консультации и др.);
- приглашение на информационные часы компетентных специалистов;
- размещение информации о своей деятельности на интернет-страницах учреждения образования с целью оповещения обучающихся, поиска единомышленников, обмена мнениями, идеями, опытом;
- участие в мероприятиях с курирующими и партнерскими организациями своего профиля, делегирование своих представителей на городские, республиканские, международные акции, обучение соответствующим видам деятельности на тренингах, семинарах, слетах общегосударственного и международного общения.
Проведение информационного часа
Ход информационного часа координирует модератор (ведущий). Он сообщает тему, цель информационного часа, обосновывает актуальность обсуждаемой проблемы, устанавливает очередность выступающих.
При проведении инфочаса важно не только уделять внимание сведениям о том или ином событии, но и пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге, активно реагировать на происходящее. С этой целью после каждого сообщения обучающегося ведущий предусматривает для группы возможность:
задать вопросы выступающему;
дополнить сообщения иными фактами, примерами;
обменяться мнениями;
сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу.
После завершения всех выступлений и дискуссий модератор (ведущий) подводит итог информационного часа.
Форму проведения информационных часов педагогический работник определяет в соответствии с выбранной темой («Информация +», «Информ-дайджест», «Спрашивали – отвечаем», «По страницам молодежных СМИ», «Беседа за «круглым столом», «Политическая дискуссия», «Информационный ринг», «Как это было», «Годы и люди», «Пресс-конференция», «Фотокамера смотрит в мир»,
Оценка качества проведения информационных часов
Успех информационного часа во многом зависит от актуальности, конкретности, достоверности излагаемых фактов, связи материала с проблемами молодежи и деятельностью обучающихся, заинтересованности и эмоциональности модератора, присутствия компетентных гостей, использования наглядных и технических средств обучения, вовлечения всех ребят в обсуждение вопросов, обмен мнениями.
Качество проведения информационных часов оценивается по критериям внутренней и внешней эффективности:
Инструментарием оценки внутренней эффективности информационных часов являются анкеты, отзывы обучающихся, которые они пишут по итогам проведения информационных часов.
Внешнюю эффективность – интеллектуальную и духовно-нравственную ценность избранного содержания; соответствие содержания теме, целям и задачам; использование современных технологий (компьютерных, здоровьесберегающих, личностно ориентированных); применение диалоговых приемов общения – оценивает лицо, ответственное за организацию и проведение идеологической и воспитательной работы в учреждении и/или в данном структурном подразделении.
При необходимости тематический план проведения информационных часов корректируется в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, акций.
Грамотное проведение информационных часов является серьезной предпосылкой активного вовлечения молодежи в социально-экономическую и культурную жизнь государства, чем и объясняется столь пристальное внимание к технологии и содержанию данного мероприятия.
Информационные часы 2023/2024 учебный год I-XI классы (первое полугодие)
Дата |
I-IV классы |
V-XI классы |
01-02. 09.2022 |
Гэты цуд завецца «Кніга» (ко Дню белорусской письменности, 100-летию архивной службы Беларуси, 100-летию со дня основания Национальной библиотеки Республики Беларусь) (обзорный) |
В исторической памяти - сила и единство белорусского народа (ко Дню белорусской письменности, 100-летию архивной службы Беларуси, 100-летию со дня основания Национальной библиотеки Республики Беларусь) (обзорный) |
05-09. 09.2022 |
Беларусь – страна мира добра (к Международному Дню благотворительности – 05.09) (обзорный) |
За молодежью – будущее (к 20-летию со дня основания Белорусского республиканского союза молодежи) (обзорный) |
12-16. 09.2022 |
Помнить, чтобы жить… (к Международному дню памяти жертв фашизма – 11.09, Дню народного единства – 17.09) (тематический) |
Роль Республики Беларусь в сохранении мира на планете (к Международному дню памяти жертв фашизма – 11.09, Дню народного единства – 17.09) (обзорный) |
19-23. 09.2022 |
Мир и согласие в белорусском доме (21.09 - Международный день мира) (тематический) |
Ради мира на земле (21.09 - Международный день мира) (обзорный) |
26-30. 09.2022 |
Уроки мудрости и жизни (ко Дню пожилого человека) (обзорный) |
Горжусь своими земляками… (ко Дню пожилого человека) (обзорный) (V-VII) 29.09.2022 (VIII-XI) ШАГ 1 Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина (тематический) |
03-07. 10.2022 |
Береги здоровье смолоду (ко Всемирному дню трезвости – 03.10) (обзорный) |
Здоровая семья – здоровая страна ((ко Всемирному дню трезвости и борьбы с алкоголизмом – 03.10) (обзорный) |
10-14.10. 2022 |
Традиции и праздники в Беларуси (ко Дню матери – 14.10) (обзорный) |
Защита материнства и детства в Республике Беларусь (ко Дню матери – 14.10) (обзорный) |
17-21.10. 2022 |
Информационная безопасность детей (ко Всемирному Дню ребенка – 20.11) (обзорный) |
Трудом мы славим Беларусь! (о возможностях трудовой деятельности учащихся: волонтерское движение, ремесленная и предпринимательская деятельность, нормативное правовое обеспечение работы учащихся в каникулярное время) (обзорный) |
24-28.10. 2022 |
Мы - будущее Отечества (к Международному дню ООН – 24.10) (обзорный) |
Деятельность Республики Беларусь в ООН (к Международному дню ООН – 24.10) (V-VII) (обзорный) 27.10.2022 (VIII-XI) ШАГ 2 Гордость за Беларусь. Государственная система правовой информации (тематический) |
08-11.11. 2022 |
Быть бережливым – помогать стране (к Международному дню энергосбережения – 11.11) (обзорный) |
Бережливость - образ жизни каждого (к Международному дню энергосбережения – 11.11) (обзорный) |
14-18.11. 2022 |
Цена здоровья (к Международному дню отказа от курения – 17.11) (обзорный) |
Здоровье нации (к Международному дню отказа от курения – 17.11) (обзорный) |
21-25.11. 2022 |
Права ребенка в Беларуси (ко Всемирному дню ребенка – 20.11) (обзорный) |
Защита прав несовершеннолетних (ко Всемирному дню ребенка – 20.11) (V-VII) (обзорный) 24.11.2022 (VIII-XI) ШАГ 3 Гордость за Беларусь. Наша промышленность – надежный фундамент независимости (тематический) |
28.11-02.12. 2022 |
Вирус – угроза будущему (ко Всемирному дню борьбы со СПИДом – 01.12) (обзорный) |
Профилактика ВИЧ-инфекции в Беларуси (ко Всемирному дню борьбы со СПИДом – 01.12) (обзорный) |
05-09.12. 2022 |
Права человека начинаются с прав ребенка (ко Дню прав человека – 10.12) (обзорный) |
Правовая культура граждан – основа процветания государства (ко Дню прав человека -10.12) (обзорный) |
12-16.12. 2022 |
Марафон добрых дел: наш вклад в развитие малой родины (обзорный) |
Новости на страницах молодежный периодических изданий (обзорный) |
19-23.12. 2022 |
Дружим с законом. Этика и правила сетевого общения (обзорный) |
Безопасность в сети Интернет (V-VII) (тематический) 22.12.2022 (VIII-XI) ШАГ 4 Гордость за Беларусь. Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее (тематический) |
План обущающе-воспитательных и воспитательно-профилактических мероприятий и занятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
№ п/п |
Тема |
Основные аспекты содержания |
Сопровождение |
||
2. |
Занятия с учащимися I-II классов учреждений общего среднего образования |
||||
2.1. |
Жилая зона |
|
|
||
2.2. |
Дорога |
|
Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями |
||
2.3. |
Стань заметней в темноте! |
|
Видеофильм |
||
2.4. |
Пешеходный переход |
|
Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями |
||
2.5. |
Правила безопасного поведения на дороге в условиях недостаточной видимости, при гололеде |
|
Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями |
||
2.6. |
Правила поведения в общественном транспорте |
|
Видеофильм |
||
2.7. |
Значение дорожных знаков с изображением контура человека (детей) |
|
Мультимедийная презентация |
||
2.8. |
Дорога – не место для игр |
|
Видеофильм, мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями |
||
2.9. |
Движение во дворе (жилой зоне) на самокатах, велосипедах |
|
Видеофильм |
||
2.10. |
Да здравствуют каникулы! |
повторить важность применения световозвращающих элементов в темное время суток. |
Видеофильм |
||
3. |
Занятия с учащимися III-IV классов учреждений общего среднего образования |
||||
3.1. |
Безопасные маршруты |
|
Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями |
||
3.2. |
Правила поведения в общественном транспорте |
|
Видеофильм |
||
3.3. |
Стань заметней в темноте |
|
Видеофильм |
||
3.4. |
Зимние забавы |
|
Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями |
||
3.5. |
Правила безопасного поведения на дороге в условиях недостаточной видимости, при гололеде |
|
Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями |
||
3.6. |
Опасности дороги |
|
Мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями |
||
3.7. |
Дорога – не место для игр |
|
Видеофильм, мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями |
||
3.8. |
Движение во дворе (жилой зоне) на роликовых коньках, самокатах, велосипедах |
|
Видеофильм |
||
3.9. |
Юный инспектор движения – звучит гордо! (рекламная акция) |
рассказать о проводимых конкурсах и соревнованиях отрядов ЮИД. |
Видеофильм |
||
3.10. |
Да здравствуют каникулы! |
|
Видеофильм |
||
4. |
Занятия с учащимися V-VI классов учреждений общего среднего образования |
||||
4.1. |
Участник дорожного движения - звучит гордо! |
|
Видеофильм, мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями |
||
4.2. |
Развитие умения предотвратить опасность |
|
Тест «Внимательный участник дорожного движения» |
||
4.3. |
Стань заметней в темноте |
|
Видеофильм |
||
4.4. |
Зимние забавы |
|
Видеофильм |
||
4.5. |
Правила безопасного поведения на дороге в условиях недостаточной видимости, при гололеде |
|
Мультимедийная презентация на основе местного материала |
||
4.6. |
Места повышенной опасности дороги |
|
Мультимедийная презентация на основе местного материала |
||
4.7. |
Я – пассажир |
|
Видеофильм |
||
4.8. |
Я – велосипедист |
показать разрешенные места для катания на велосипеде вблизи учреждения общего среднего образования. |
Мультимедийная презентация на основе местного материала |
||
4.9. |
Я – путешественник |
|
Видеофильм |
||
4.10. |
Да здравствуют каникулы! |
|
Видеофильм |
||
5. |
Занятия с учащимися VII-VIII классов учреждений общего среднего образования |
||||
5.1. |
Уважаешь себя – уважай других! |
|
Видеофильм, мультимедийная презентация на основе местного материала |
||
5.2. |
Развитие умения предотвратить опасность |
|
Тест «Внимательный участник дорожного движения» |
||
5.3. |
Стань заметней в темноте |
|
Видеофильм |
||
5.4. |
Дорожно-транспортное происшествие |
|
Видеофильм |
||
5.5. |
Правила безопасного поведения на дороге в условиях недостаточной видимости, при гололеде |
|
Мультимедийная презентация на основе местного материала |
||
5.6. |
Сигналы регулировщика для пешеходов |
|
|
||
5.7. |
Юный водитель |
|
Мультимедийная презентация на основе местного материала |
||
5.8. |
Сигналы регулировщика для водителей велосипедов, мопедов |
|
Мультимедийная презентация |
||
5.9. |
Путешествуем без опасностей! |
|
Видеофильм |
||
5.10. |
Да здравствуют каникулы! |
|
Видеофильм |
||
6. |
Занятия с учащимися IX-XI классов учреждений общего среднего образования |
||||
6.1. |
Уважаешь себя – уважай других! |
|
Видеофильм, мультимедийная презентация на основе местного материала |
||
6.2. |
Развитие умения предотвратить опасность |
|
Тест «Внимательный участник дорожного движения» |
||
6.3 |
Стань заметней в темноте |
|
Видеофильм |
||
6.4. |
Дорожно-транспортное происшествие |
|
Видеофильм |
||
6.5. |
Государственная автомобильная инспекция |
|
Мультимедийная презентация на основе местного материала |
||
6.6. |
Основы теории движения автомобиля |
|
Мультимедийная презентация |
||
6.7. |
Все о мотоциклах и скутерах |
|
Видеофильм |
||
6.8. |
Сигналы регулировщика |
|
Мультимедийная презентация |
||
6.9. |
Путешествуем без опасностей! |
|
Видеофильм |
||
6.10. |
Да здравствуют каникулы! |
|
Видеофильм |
||
Примечание.
Основная цель мероприятий - формирование общественного сознания о недопустимости нарушений Правил дорожного движения, устойчивого негативного отношения участников дорожного движения ко всем проявлениям пренебрежительного отношения к действующим в сфере дорожного движения правилам и нормам, формирование убеждения в личной ответственности за за безопасность на дороге.
Периодичность проведения обучающе-воспитательных и воспитательно-профилактических мероприятий:
- первая неделя каждого месяца в учреждениях дошкольного образования (занятия с детьми проводят педагоги учреждений дошкольного образования в присутствии сотрудников ГАИ);
- вторая неделя каждого месяца в учреждениях общего среднего образования (занятия с учащимися проводят педагоги учреждений общего среднего образования с предоставлением им тематических материалов сотрудниками ГАИ и с их участием, либо сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних). В период каникул занятия проводятся в школьных и оздоровительных лагерях.
Методические рекомендации по заполнению журнала
Методические рекомендации по учету организационно-воспитательной работы в классном журнале
(в помощь классному руководителю учреждений общего среднего образования)
Методические рекомендации по учёту часов организационно-воспитательной (далее ОВР) работы дают возможность классному руководителю вести надлежащий учёт этих часов.
Учёт часов ОВР отражает содержание работы классного руководителя с учащимися и его родителями.
Введение
В соответствии с Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 декабря 2011 года №283, воспитательную работу с учащимися класса учреждения образования при реализации образовательных программ общего среднего образования организует учитель, который выполняет обязанности классного руководителя. Организационно-воспитательная работа, проводимая классным руководителем в классе, осуществляется за пределами времени, отводимого на проведение учебных занятий, в соответствии с планом идеологической и воспитательной работы классного руководителя на четверть или полугодие (включая работу на каникулах, в шестой школьный день) [1, стр.61].
При документировании организационно-воспитательной работы в классном журнале классный руководитель должен указать количество часов, соответствующее тарификации. В журнал записываются наиболее значимые воспитательные мероприятия и другие виды организационно-воспитательной деятельности. Воспитательная работа, которая выходит за рамки установленного объема часов по тарификации, может фиксироваться в дневниках классного руководителя, или вестись в других формах учета, принятых в данном учреждении [2, стр.14].
Для записи в классном журнале часов ОВР предлагаются следующие виды деятельности:
- Индивидуальная и групповая воспитательная работа с учащимися и их родителями:
- проведение индивидуальных бесед с учащимися, родителями записывается, как 0,5-1 час
Пример:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Индивидуальная беседа с учащимся Ивановым И.К. |
0,5 |
13.05 |
Индивидуальная беседа с родителями Ивановыми К.Т. |
1 |
Справочно: Ф.И.О. ребенка и его родителя записывается в журнале без указания темы беседы, а также накануне индивидуальной беседы с учащимся(ся), родителями составляется рабочий план с кратким описанием темы, целей и содержанием беседы.
- проведение бесед, круглых столов, развлекательно-образовательных мероприятий с классом по здоровому образу жизни, профилактике противоправного поведения учащихся, по безопасному поведению учащихся. Организация встреч с известными и знаменитыми людьми, диспутов – 0,5-1 часа;
Справочно: Необходимо уделить внимание проведению бесед в соответствии с планом воспитательной работы. План может меняться в соответствии с внешними факторами. Так, при увеличении количества простудных заболеваний проводятся беседы о профилактике гриппа и вирусных инфекций. В начале учебного года следует рассказать о профилактике глазных заболеваний, правильной осанке.
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Беседа «О вреде курения» |
0,5 |
19.12 |
Викторина «Правила поведения на дороге» |
1 |
08.11 |
Тематическая встреча с ветераном Вов Лавровым И.С. «Эти годы в памяти хрантся» |
1 |
09.12 |
Круглый стол «Мы за здоровье» с представителем здравоохранения |
1 |
- проведение классных часов, собраний по текущим вопросам – 1 час;
Справочно: Классный час проводится еженедельно по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам состояния дисциплины, результатам учебной деятельности обучающихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса учреждения образования.
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Классный час «О вреде курения» |
1 |
- проведение информационных часов – 0,5 часа (обязательно указание темы, 1 раз в неделю);
Справочно: При заполнении классного журнала указывается дата проведения и тема информационного часа точно в соответствии с утвержденными администрацией учреждения расписанием и тематикой, а также количество часов: 0,5 ч при продолжительности информационного часа 20-30 мин, 1 ч- при продолжительности информационного часа 35-45 мин.
Планирование тематики информационных часов в учреждениях образования рекомендуется осуществлять по четвертям, полугодиям/семестрам в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными инструктивно-методическими письмами Министерства образования, Программой воспитания учреждения образования, планом идеологической и воспитательной работы на текущий год.
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Информационный час «Важнейшие общественно-политические события уходящего года» (информ-дайджест) |
0,5 |
- проведение тематического информационного часа – 1 раз в месяц (обязательно указание темы);
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Тематический информационный час «Безопасные и полезные каникулы» |
1 |
- изучение условий проживания ребенка в семье – 1 час (не более 2-х часов в месяц). Для 1,5 классов – в течении 1 четверти, 2-4, 6-11 классы – в течении учебного года изучаются условия проживания ребенка в семье. При замене классного руководителя новому классному руководителю необходимо заново изучить условия проживания в семье.
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Изучение условий жизни и воспитания обучающихся |
1 |
Справочно: Посещение семьи ребенка целесообразно зафиксировать в таблице, где отмечается дата посещения, Ф.И.О. законных представителей несовершеннолетнего и кратко отмечаются условия воспитания и проживания обучающегося
Дата |
Ф.И.О. законных представителей несовершеннолетнего |
Условия жизни и воспитания обучающегося (удовлетворительные или требуют дополнительного внимания других специалистов) |
|
|
|
В таблице указывается удовлетворенность условиями (если не замечено каких-либо поводов для тревоги или требующие дополнительного внимания (требуются кратко указать, что могло вызвать тревогу и требует дальнейшего изучения или особого внимания).
- проведение классных родительских собраний не реже 1 раза в четверть не более – 2часов (указывается тематика)
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Родительское собрание «Профилактика девиантного поведения» |
1,5 |
- проведение мониторинга уровня воспитанности учащихся – 0,5 - 1 час (2 раза в год);
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Мониторинг уровня воспитанности за первое полугодие |
0,5 |
- планирование работы с классом – 1 час (2 раза в год).
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Планирование работы с классом |
1 |
2. Организация культурно-массовой работы с учащимися:
- организация и проведение экскурсий в учреждения культуры (музеи, выставки и т.д.) – 1-1,5 часа (данные мероприятия должны быть организованы и проведены непосредственно самим классным руководителем, либо являться общешкольным мероприятием);
- участие в шествиях, демонстрациях санкционированных и поддерживаемых органами исполнительной и распорядительной власти – 0,5 часа;
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
09.05 |
Участие в шествии в рамках акции «Бессмертный полк» |
0,5 |
- организация и проведение экскурсий, туристических походов, поездок, дискотек – не более 3-х часов за один раз (данные мероприятия должны быть организованы и проведены непосредственно самим классным руководителем, либо являться общешкольным мероприятием);
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Экскурсия в Беловежскую пущу «По страничкам истории» |
1,5 |
- организация и проведение культпоходов в театры, кино, на концерты – 1,5 - 2 часа;
В журнале делается следующая запись:
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Посещение кинотеатра, просмотр и обсуждение тематического фильма «Света нет» |
1,5 |
3. Организация общественно-полезной деятельности учащихся:
- проведение субботников по озеленению и уборке школьной территории, организация посадки и уход за зелеными насаждениями на территории, прилегающей к зданию школы, закреплённой за классом – 1- 1,5 час (1 раз в четверть);
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Акция «Чистый двор» |
1 |
17.03 |
Республиканский субботник |
1,5 |
Справочно: слово уборка не пишется, только акция, рейд и другое.
- организация и проведение санитарной уборки класса – 1 час (1 раз в четверть).
Дата |
Содержание работы |
Количество часов |
15.02 |
Санитарная уборка класса |
1 |
Справочно: слово уборка не пишется, только акция, рейд и другое.
Примечание:
Проверка дневников, организация питания, посещение уроков у учителей-предметников, оформление документации в классном журнале и другие виды деятельности, предусмотренные должностными обязанностями классного руководителя, не фиксируются. Запись в журнале должна совпадать с планированием воспитательной работы.
Не допускаются исправления, пометки.
Запись о количестве записанных организационно-воспитательных часах за неделю, месяц в журнале, не прописывается.
Запись об общешкольных мероприятиях в журнале не прописывается.
В начале и в конце учебного года делается запись о проведении праздника первого и последнего звонка.
Литература:
1. Сборник нормативных документов «Рекомендации по организации деятельности классного руководителя», 2013. №17.1-80, стр.61
2. Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь «Планирование воспитательной работы в классе и её учёт» НГ № 4 - 41 от 20.03.2003 г.
3. Примерная структурная модель ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждении общего среднего образования». Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, №6, 2012.
Критерии оценки поведения
УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства
образования
Республики Беларусь
29.05.2009 N 674
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Оценка поведения учащихся разных классов выставляется с учетом выделенных критериев (социально значимых качеств) в зависимости от степени проявления этих качеств (показателей) и выражается в таких характеристиках, как "примерно", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".
Оценка "примерно" выставляется в том случае, когда указанные критерии и показатели проявляются в полной мере. "Удовлетворительно" - когда показатели проявляются не в полной мере. Оценка "неудовлетворительно" выставляется в том случае, если показатели по выделенным критериям (социально значимым качествам) не проявляются.
Оценки по поведению учащихся в школе выставляются учителем начальных классов, классным руководителем. Поведение учащихся в школе оценивается по четвертям и за год. Результаты проведенной работы обсуждаются на родительских собраниях, педагогических советах.
Оценка поведения учащихся в процессе педагогического взаимодействия представляет собой не только результат воспитания, способ регулирования и стимулирования конструктивных форм поведения учащихся, их саморазвития и самовоспитания, а также показатель эффективности воспитательной работы в школе. Систематическое выявление воспитанности (как формы поведения) учащихся возможно лишь в условиях конкретного класса, конкретной реальной ситуации. Правильно организованный педагогический контроль должен иметь воспитательный эффект и способствовать становлению личности.
Критерии и показатели оценки поведения учащихся учреждений общего среднего образования
Критерии и показатели оценки поведения учащихся (V-VI классы) Таблица 2
Критерии |
Показатели |
Гражданственность
|
Знание государственной символики, уважительное отношение к государственной символике, институту президентства, активное участие в общественно-значимых делах класса, школы, деятельности детских общественных объединений |
Товарищество и коллективизм |
Стремление находиться в коллективе, наличие друзей, дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками, уважение и взаимопомощ |
Уважение к старшим |
Вежливость, послушание, оказание посильной помощи |
Доброта |
Готовность помочь одноклассникам, младшим товарищам, бережное отношение к животным |
Честность |
Искренность, правдивость, исполнение обещаний |
Трудолюбие |
Добросовестное отношение к своим обязанностям, участие в общественно-полезном труде |
Бережливость |
Опрятный внешний вид, аккуратность, бережное отношение к своим вещам и школьному имуществу, окружающей среде и природным ресурсам |
Дисциплинированность |
Исполнительность, соблюдение правил поведения в школе, общественных местах, отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной причине, забота о своем здоровье и здоровье окружающих |
Критерии и показатели оценки поведения учащихся (VII-IX классы) Таблица 3
Критерии |
Показатели |
Гражданственность
|
Знание государственной символики, уважительное отношение к государственной символике, институту президентства, активное участие в общественно-значимых делах класса, школы, деятельности детских и молодежных общественных объединений |
Товарищество и коллективизм |
Дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками, уважение и взаимопомощь, выполнение коллективных решений, выражение благодарности, товарищеские взаимоотношения |
Гуманность |
Доброжелательные отношения с окружающими, уважение старших, готовность помочь одноклассникам, младшим товарищам |
Честность и принципиальность |
Искренность, правдивость, исполнение обещаний, способность осознавать и признавать свои ошибки, уметь прислушиваться к конструктивной критике товарищей или старших, критически относиться к результатам своего труда |
Добросовестное отношение к труду |
Добросовестное отношение к своим |
Дисциплинированность
|
Исполнительность, соблюдение правил поведения в школе, общественных местах, отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной причине, выполнение поручений старших, стремление доводить начатое дело до конца, настойчивость в достижении поставленной цели, забота о своем здоровье и здоровье окружающих |
Эстетическое развитие |
Опрятный внешний вид, аккуратность, бережное отношение к своим вещам и школьному имуществу, стремление к самосовершенствованию, бережное отношение к окружающей среде и природным ресурсам |
Критерии и показатели оценки поведения учащихся (X-XI классы) Таблица 4
Критерии |
Показатели |
Гражданственность |
Знание государственной символики, уважительное отношение к государственной символике, институту президентства, участие в общественно-значимых делах класса, школы, деятельности молодежных общественных объединений, активная гражданская позиция |
Товарищество и коллективизм |
Дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками, уважение и взаимопомощь, выполнение коллективных решений; выражение благодарности, умение отстаивать честь своего коллектива |
Гуманность |
Доброжелательные отношения с окружающим, уважение старших, толерантность к другим, готовность помочь одноклассникам, младшим товарищам |
Честность и принципиальность |
Искренность, правдивость, исполнение, обещаний, единство слова и дела, устойчивость взглядов и убеждений, привычка открыто и корректно высказывать свое мнение, проявлять самокритичность, давать оценку антиобщественным поступкам |
Добросовестное отношение к труду |
Добросовестное отношение к своим |
Дисциплинированность
|
Исполнительность, соблюдение правил поведения в школе, общественных местах, отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной причине, выполнение поручений старших, стремление доводить начатое дело до конца, настойчивость в достижении поставленной цели, забота о своем здоровье и здоровье окружающи |
Эстетические развитие
|
Опрятный внешний вид, аккуратность, бережное отношение к своим вещам и школьному имуществу, стремление к самосовершенствованию, приобщение к общечеловеческим ценностям и духовно-нравственным традициям белорусского народа, бережное отношение к окружающей среде и природным ресурсам |